facebook
тэкно:///блог

Драйвер нефтедобычи «ЛУКОЙЛа».

Чт, 18 Июль 2013 | 14:11 |

Крупнейшая российская частная нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ» проводит морские операции по установке буровой платформы на месторождении имени Владимира Филановского в Каспийском море. Первый этап оснащения месторождения будет заключаться в буксировке на Каспий с судостроительных заводов в Астрахани опорных блоков ледостойких платформ и закреплении их на дне моря, на глубине около 7 м. Проведение морских операций рассчитано на период до 31 октября текущего года.

transport_lukoil

(C) Лукойл 2013

Общий вес двух опорных блоков, строительство которых было завершено весной этого года на судостроительном заводе «ЛОТОС» в Астрахани, составляет около 5 тыс. т. Длина каждого – 28,3 м, ширина – 23,7 м, высота – 16,4 м. Опорные блоки будут прикреплены ко дну моря 20 сваями, каждая из которых имеет диаметр более 2 м, а их общий вес превышает 4 тыс. т. Сваи забиваются в грунт на глубину до 60 м, что обеспечивает надёжное крепление платформы, рассчитанное на возможное экстремальное воздействие льда и волн.

В течение лета текущего года «ЛУКОЙЛ» также планирует установить на месторождении опорные блоки для платформы жилого модуля, центральной технологической платформы и райзерного блока. На заводе «Красные баррикады» в Астраханской области ведётся строительство верхних строений платформы, которые будут установлены на опорные блоки в 2014 г. ЛСП-1 является производственной платформой, предназначенной для бурения и эксплуатации скважин. В состав платформы входят буровой комплекс для бурения 11 наклонно-направленных скважин с горизонтальным заканчиванием ствола, эксплуатационный комплекс для сбора и подачи продукции скважин на Центральную технологическую платформу (ЦТП) и энергетический комплекс. Общий вес ЛСП-1 составит 15,2 тыс. т. Она будет соединена переходными мостами с платформой жилого модуля (ПЖМ-1) и с ЦТП. Строительство скважин на месторождении планируется в ноябре 2014 г. В отличие от отставания от графика, наблюдавшегося во время подготовительной части первого проекта «ЛУКОЙЛа» на Каспии – освоения месторождения им. Ю. Корчагина, на этот раз подрядчики полностью укладываются в установленные сроки и планы строительства платформ для Филановского.

filanovski_2

(C) Лукойл 2013

Месторождение является наиболее крупным в регионе. Извлекаемые запасы нефти категории С1+С2 составляют 153,1 млн т, газа категории С1+С2 – 32,2 млрд куб. Ожидается, что добыча на Филановском начнётся в конце 2015 г. – 2016 г. и на пике превысит 6 млн т нефти в год. «ЛУКОЙЛ» приступил к активной фазе обустройства месторождения им. В. Филановского, параллельно создавая инфраструктуру для транспортировки углеводородного сырья потребителям. В соответствии с проектом обустройства запланированы прокладка более 330 км подводных и 350 км сухопутных трубопроводов, а также строительство в Республике Калмыкия головных береговых сооружений для приёма нефти с резервуарным парком объёмом 80 тыс. куб. м.

Недавно «ЛУКОЙЛ» объявил целый ряд тендеров по выбору подрядчиков на строительство объектов обустройства второй очереди Филановского. Добыча в её рамках начнётся в 2017 г. Для реализации каспийских проектов ОАО «ЛУКОЙЛ» планирует закупить на тендерной основе широкий спектр оборудования и материалов. Причём, согласно планам руководства компании, при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться российским подрядчикам и производителям. На месторождении, согласно тендерной документации, должны быть построены ледостойкая стационарная платформа (ЛСП-2), платформа жилого модуля (ПЖМ-2) и переходной мост между ними длиной 60 м. Буровой комплекс ЛСП-2 должен обеспечить бурение куста из 15 наклонно-направленных скважин с горизонтальным заканчиванием ствола, в том числе 9 добывающих и 6 нагнетательных скважин. ПЖМ-2 должна быть рассчитана на проживание 55 человек и оборудована вертолётной площадкой. ЛСП-2 будет соединена мультифазным подводным трубопроводом длиной около 6 км с райзерным блоком, который будет установлен в рамках первой очереди освоения месторождения Филановского. Планируется, что ЛСП-2 и ПЖМ-2 будут введены в эксплуатацию осенью 2016 г. Как сообщалось ранее, нефтесервисная компания Schlumberger была выбрана в качестве проектировщика строительства скважин на месторождении им. Филановского.

filanovski

(С) Лукойл 2013

«ЛУКОЙЛ» также объявил в июле тендер по выбору подрядчиков для строительства объектов внешнего транспорта газа с месторождений Северного Каспия по маршруту «Точка выхода на берег (Артезиан) – ООО «Ставролен». В мае этого года Росприроднадзор выдал дочерней «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» разрешение на прокладку в период до декабря 2015 г. подводных трубопроводов в Каспийском море от райзерного блока месторождения имени Владимира Филановского до точки выхода на берег в Калмыкии. Мощность газопровода диаметром 711 мм должна составить 8 млрд куб. м газа в год. Общая протяжённость трубопровода – 263,3 км. Планируется, что газопровод будет сдан в эксплуатацию в мае 2015 г. Для обеспечения его эксплуатации компания также собирается возвести линии электропередач, 22 трансформаторные подстанции, 24 пункта контроля управления, линии связи и телемеханики и другие инфраструктурные объекты. Газопровод будет оборудован системой обнаружения утечек и электрохимзащиты, а также инженерно-техническими средствами охраны. По газопроводу будет транспортироваться попутный нефтяной газ с месторождений «ЛУКОЙЛа» на Северном Каспии для переработки в полиэтилен и полипропилен на газоперерабатывающем заводе в составе газохимического комплекса, строительство которого компания ведёт на предприятии «Ставролен». Кроме этого, товарный газ с ГХК будет направляться в транспортную систему «Газпрома».

filanovskogo_upd_1

(С) Лукойл 2013

Весной этого года в Калмыкии началось строительство береговых сооружений и трубопроводной системы, по которым будут перекачиваться нефть и газ с месторождений в Каспийском море. Недавно «ЛУКОЙЛ» приобрёл у «Татнефти» 50% ЗАО «КалмТатнефть» за 15 млн долларов и собирается принять участие в геологоразведочных работах на территории Калмыкии, через которую пройдут трубопроводная система, которая свяжет Филановское месторождение с нефтехимическим комплексом в Будёновске и КТК (Каспийским трубопроводным консорциумом). Главная идея «ЛУКОЙЛа» состоит в комплексном подходе к освоению ресурсов региона. Так, предполагается перерабатывать попутный газ с месторождений Северного Каспия на собственных мощностях на юге России. Также ожидается значительный синергетический эффект за счёт поставок «голубого топлива» на электростанции, входящие в ТГК-8, контрольный пакет акций которой принадлежит «ЛУКОЙЛу».

filanovskogo_upd_2

(С) Лукойл 2013

В 2011 г. «ЛУКОЙЛ» начал строительство первой очереди газоперерабатывающего завода – составной части газохимического комплекса (ГХК), который будет создан на промышленной площадке ООО «Ставролен» (дочернее предприятие холдинга в Будённовске). Сооружение комплекса предполагается осуществить в несколько этапов. В 2015 г. планируется ввести в эксплуатацию первую очередь ГПЗ мощностью 2 млрд куб. м в год и энергоблок на базе парогазовой установки мощностью 135 МВт, а также модернизировать существующую установку по производству этилена для перевода её на переработку сжиженных газов. ГХК станет крупнейшим в России центром выпуска полимеров. В 2017 г. будут запущены в строй вторая очередь ГПЗ мощностью 4 млрд куб. в год, а также установки по изготовлению этилена (225 тыс. т в год) и полиэтилена (255 тыс. т). Товарный газ с ГХК будет направляться в транспортную систему «Газпрома». «Новый газохимический комплекс в Будённовске во многом позволит выполнить правительственное задание по максимальной утилизации попутного нефтяного газа. Кроме того, строительство индустриального технопарка для переработки крупнотоннажной химической продукции в конечные изделия в непосредственной близости к ГХК создаст тысячи рабочих мест и приведёт к росту экономики всего региона», – заявил президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.

lsp_1

(С) Лукойл 2013

В результате проведённых группой «ЛУКОЙЛ» с 1995 г. по 2007 г. геологоразведочных работ на шельфе Каспия были открыты шесть крупных месторождений – им. Ю. Корчагина (2000 г.), Хвалынское (2000 г.), 170-й км (2001 г.), Ракушечное (2001 г.), Сарматское (2002 г.) и им. В. Филановского (2005 г.). В 2008 г. в рамках деятельности ООО «Каспийская нефтяная компания» (доля «ЛУКОЙЛа» – 49,88%, доля дочернего общества ОАО «НК «Роснефть» – 49,88%, оставшаяся доля у ОАО «Газпром») было открыто Западно-Ракушечное месторождение. Кроме того, ООО «ЦентрКаспнефтегаз» (доли «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома» по 50% у каждой из компаний) обнаружено геологоразведкой месторождение Центральное. Предполагается, что освоение этих месторождений станет основным фактором роста добычи компании в среднесрочной перспективе. Основной прирост нефтедобычи обеспечат месторождения им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского, вводимые в строй в первую очередь. Инвестиции «ЛУКОЙЛа» в этот проект составят более 3 млрд долларов. Руководство компании собирается вложить в проекты на Северном Каспии в целом порядка 24 млрд долларов.

lsp

(C) Лукойл 2013

В 2010 г. компания приступила к добыче нефти на первом месторождении – им. Корчагина. Запасы углеводородов по категориям 3Р на месторождении превышают 270 млн баррелей нефтяного эквивалента. Максимальный уровень добычи составит 2,5 млн т нефти и 1 млрд куб. газа в год. В настоящее время, компания рассматривает возможность проведения комплекса инженерно-геологических изысканий на объектах второй очереди обустройства месторождения им. Ю. Корчагина в северной части Каспия. Вторым на очереди стоит разработка месторождения им. В. Филановского, эти два месторождения будут иметь единую трубопроводную инфраструктуру для транспортировки нефти и газа на побережье Калмыкии.

neftehranilishe

(С) Лукойл 2013

В настоящее время по заказу «ЛУКОЙЛа» на ряде астраханских судостроительных предприятий строятся ледостойкая стационарная платформа, жилая платформа, центральная технологическая платформа и райзерный блок для месторождения имени Владимира Филановского. В период с 2016 г. предстоит ввести в эксплуатацию ЛСП-2, жилой блок-2, блок-кондуктор и внутрипромысловые трубопроводы. В рамках второй очереди проекта планируется установить блок-кондуктор и уложить подводные трубопроводы для транспортировки продукции на ЛСП-1, а также газопровод подачи газлифтного газа на блок-кондуктор. На период после 2016 г. запланировано начало освоения Сарматского и Хвалынского месторождений. По оценкам экспертов, для обустройства всех этих каспийских промыслов в ближайшие 10 лет потребуется изготовить 130 тыс. т металлоконструкций для платформ (включая оборудование верхних строений), проложить 1,5 тыс. км трубопроводов. На газоконденсатных месторождениях Сарматское и Хвалынское в сумме будет установлено свыше 10 морских нефтегазовых гидротехнических сооружений, основные из которых – ЛСП для бурения и эксплуатации скважин и центральная технологическая платформа, укомплектованные центробежными газотурбинными компрессорами и оборудованием для осушки газа.

В мае этого года «ЛУКОЙЛ» объявил тендер на проведение инженерно-геологических изысканий на площадках №1 структуры Титонская, №11 месторождения Ракушечное, №4 месторождения Сарматское и микросейсмического районирования для скважин №1 Хазри и №6 Широтная. Согласно конкурсным материалам, распространённым компанией, работы должны быть проведены в 2013 г. Целью изысканий является инженерно-геологическое обеспечение постановки самоподъёмной буровой установки её безопасной эксплуатации на период бурения поисково-разведочных скважин. Площадки №1 структуры Титонская и №1 Хазри расположены в границах Центрально-Каспийского лицензионного участка, площадки №11 месторождения Ракушечное, №4 месторождения Сарматское и №6 Широтная месторождения им. Ю. Корчагина – в пределах Северного лицензионного участка. В «ЛУКОЙЛе» не исключают, что новые структуры в случае обнаружения на них промышленных запасов углеводородов будут с помощью подводных трубопроводов подсоединены к морским сооружениям, которые возводятся на месторождении им. Филановского. Эти структуры, согласно планам «ЛУКОЙЛа», должны стать объектами разработки в течение 20 лет: структура Сарматская – в 2016 г., Хазри – в 2018 г., структуры Титонская и Восточно-Ракушечная – в 2024 г., Западно-Сарматская – в 2029 г., Южная – в 2033 г.

 

***

Каспийские проекты «ЛУКОЙЛа», одни из самых сложных в техническом плане, являются также наиболее перспективными для возможного прироста запасов и добычи компании. Приоритетной задачей для компании является комплексное освоение углеводородных ресурсов Северного Каспия. По словам вице-президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонида Федуна, разработка месторождений Северного Каспия остаётся одним из главных драйверов прироста добычи компании. С 2013 г. «ЛУКОЙЛ» собирается наращивать нефтедобычу в среднем на 1% в год. По итогам прошлого года производство углеводородов в компании составило 114,4 млн т у. т., увеличившись на 1,4 млн т у.т. При этом добыча нефти снизилась на 0,9% – до 89,9 млн т. Компания сумела стабилизировать производство углеводородного сырья на зрелых месторождениях в Западной Сибири и надеется переломить ситуацию с падением нефтедобычи в ближайшие два года за счёт реализации ряда проектов. В частности, это освоение Имилорского месторождения в ХМАО-Югре, добычу на котором планируется начать в 2015 г. В конце 2015 г. – 2016 г. «ЛУКОЙЛ» намерен ввести в эксплуатацию месторождение им. В. Филановского, с последующим выводом его на добычу 6 млн т в год. Кроме того, с целью поддержания уровня нефтедобычи компания приобрела предприятие «Самара-Нафта» (12-я по объёмам производства нефти в России).

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 09 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и Twitter

Рубрики: Добыча | Темы: , , , ,

О чём говорят в интернете