“Южный поток”: между молотом и наковальней

Ujni potokВ январе 2014 года Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер собирается посетить Москву, чтобы провести переговоры по газопроводу «Южный поток». На встрече речь пойдет о том, насколько достигнутые ранее договоренности между «Газпромом» и некоторыми странами Европы противоречат законодательству Евросоюза.

Напомним, что российский газовый холдинг и семь европейских стран уже  подписали договоры по “Южному потоку”, когда в Евросоюзе вдруг заявили, что соглашения противоречат законодательству ЕС, которое, основываясь на положениях Третьего энергопакета, запрещает какой-либо компании  владеть и управлять распределительными сетями. В данном случае речь идет о российской компании «Газпром», которая в «Южном потоке» является и владельцем газопровода, и монопольным поставщиком газа. Теперь Еврокомиссия намерена вести переговоры с Кремлем от имени шести стран-членов Евросоюза – Венгрии, Болгарии, Хорватии, Словении, Австрии и Греции, а также Сербии, которая хоть и не в Евросоюзе, но стремится там быть.

Однако строительство «Южного потока» уже идет полным ходом – началась прокладка труб на юге России, за рубежом – в Болгарии и Сербии. Первый газ в страны ЕС по дну Черного моря должен поступить в конце 2015 года. На севере Евросоюза конечные пункты приема – Австрия и Венгрия, на юге – Греция, откуда по дну Адриатического моря «голубое топливо» может попасть в южные районы Италии.

“Газопровод должен работать как автобан. Каждый может им пользоваться и платит за это по действующему тарифу”, – заявила представитель еврокомиссара по энергетике Марлене Хольцнер.

Но в ныне существующих международных соглашениях, которые заключила Россия, это не предусмотрено, так как “Газпром” претендует на все производственные мощности”.

Евросоюзу не нравится, что «Газпром» перетянул все одеяло на себя, позабыв об интересах своих евроклиентов.

“Если компания единолично владеет всем производственным циклом продукта, это противоречит правилам конкуренции”, – отмечает директор Института энергетики в Дрезденском университете Антонио Хуртадо.

Как бы там ни было, но факт остается фактом – российская сторона уже понесла достаточно большие затраты на свой поток и в праве рассчитывать на то, что многомиллиардные инвестиции со временем окупятся. Такое мнение экспертов в странах Евросоюза тоже существует.

“Например, если вы строите дом в Берлине, вы позволите кому-то еще распоряжаться третьей частью жилого помещения? – говорит главный редактор сербского журнала Balkan Magazin. – Я не вижу оснований для требований Брюсселя, чтобы “Газпром” делился мощностями газопровода с другими поставщиками”.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в Евросоюзе все претензии к России и «Газпрому», в частности, сводятся к политической составляющей. А в свете недавних событий на Украине, когда Россия неожиданно переиграла Евросоюз, у последнего еще больше появилось желания помериться силами с российской стороной.

Многие западные эксперты отмечают, что амбиции Евросоюза выглядят довольно абсурдными, поскольку, прежде чем принимать решения, члены Еврокомиссии просто обязаны были ознакомиться с межправительственными соглашениями, которые ранее заключила Россией и некоторые страны Европы. Собственно, там это там и сделали, но все-таки запустили «механизм неприятия». Хотя на самом деле газопровод «Южный поток» только повышает энергетическую безопасность стран ЕС – ведь речь в данном случае идет не об усилении зависимости от России, и не о дополнительных поставках «Голубого топлива», а о новом газопроводе, который станет альтернативой старому, проходящему по территории Украины. К тому же новый газопровод в технологическом плане куда современнее прежнего.

Безусловно, для «Газпрома» и России в целом – пока не решены принципиальные вопросы с Евросоюзом – существуют достаточно большие риски. Да и банки, предоставляющие кредиты для постройки «Южного потока», начали вести себя осторожно, они выжидают и смотрят, чем закончится конфликт.

Еврокомиссия видит свои варианты разрешения спора.  Например, предлагает “Газпрому” назначать в управляющую компанию проекта независимый менеджмент. По мнению представителей ЕС, этот самый менеджмент будет устанавливать тарифы и распределять производственные мощности.

“В этом случае “Газпром” останется собственником трубопровода, но не будет иметь возможности влиять на его каждодневную деятельность”, – говорит Марлене Хольцнер.

Но в Россией с такой постановкой вопроса, похоже, не очень согласны. Пока непонятно, какие шаги предпримет Москва. Возможно, направит в Брюссель официальную просьбу считать “Южный поток” исключением из правил, но скорее всего вряд ли это сделает и будет апеллировать к международному, а не европейскому праву. И в Кремле не будут отправлять в ЕС такую просьбу-заявку, чтобы проект не попал в полную зависимость от решений Евросоюза. Москве это не очень интересно!

Также есть экспертное мнение, согласно которому российский «Южный поток» стал «бельмом на глазу» Евросоюза потому, что там решили отдать предпочтение конкуренту «Газпрома» – Трансадриатическому трубопроводу (TAP), который «является приоритетом». Ведь эти два проекта также различаются по качеству – ТАР обеспечивает доступ к новым месторождениям в Каспийском море. С другой стороны, ТАР, если будет запущен, в перспективе может транспортировать в Европу 10 млрд кубометров газа в год – это в разы меньше, чем “Южный поток”.

В любом случае Евросоюз оказывается в выигрыше – конкурирующие газопроводы благоприятно повлияют на энергетическую безопасность Европы. А проигравшей в этой истории видится лишь Украина, которая вдруг лишится важного источника «подпитки» своей экономики – по ее территории  проходит больше половины российского газа. Но тогда недавняя «рука помощи» Москвы Киеву как-то выбивается из общей канвы развития событий.  :///

 

1 комментарий
  1. Дайте Евросоюзу построить газопровод от берегов России самим, и пусть распоряжаются на своем участке.

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.