Мажейкяйский НПЗ должен быть продан правительству Литвы” – эксперт

Maje NPZПремьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс в понедельник посетил принадлежащий польскому нефтеконцерну PKN Orlen Мажейкяйский НПЗ Orlen Lietuva, руководство которого объявило о массовых сокращениях и введениии “чрезвычайного положения”. В Orlen Lietuva утверждают, что их литовское предприятие переживает “самые тяжелые времена”.

“Меры средней оптимизации”, по словам руководства PKN Orlen, “уже исчерпаны”. По словам генерального директора Orlen Lietuva Иренеуша Фафары, финансовое положение Мажейкяйского НПЗ – “самое трудное за всю историю его деятельности”.

На прошлой неделе премьер Буткявичюс заявил, что в прошлом году два самых крупных налогоплательщика – предприятия Orlen Lietuva и Achema меньше экспортировали, меньше заработали, поэтому в бюджет собрано меньше налога на добавленную стоимость. Во время посещения премьером Буткявичюсом предприяитя главе правительства Литвы было заявлено, что, по мнению руководства концерна PKN Orlen, необходимо, чтобы власти Литвы в тесном сотрудничестве с Orlen Lietuva приняли срочные решения, которые позволят Мажейкяйскому НПЗ продолжить свою деятельность. Правление Orlen Lietuva настаивает на том, чтобы литовские власти “предприняли незамедлительные меры по обеспечению в ближайшем будущем стабильности работы предприятия”.

Ранее Альгирдас Буткявичюс пообещал своему польскому коллеге – премьер-министру Дональду Туску восстановить ликвидированную ранее  железнодорожную ветку от Мажейкяй до Ренге (Латвия), которая позволит Orlen Lietuva осуществлять доставки нефтепродуктов в Латвию, а также  пересмотреть ныне действующие тарифы на грузовые железнодорожные перевозки по территории Литвы.

Также правительство Литвы поддержало проект прокладки трубопровода для светлых нефтепродуктов с Мажейкяйского НПЗ до морского нефтетерминала в Клайпеде. Ранее Orlen Lietuva в течение нескольких лет безуспешно пыталась получить “добро” на строительство трубопровода для светлых нефтепродуктов, который соединил бы Мажейкяйский НПЗ с нефтеперевалочным терминалом в Клайпеде (что, по мнению Orlen Lietuva, “значительно снизило бы расходы на логистику”), и даже обещал выделить на строительство продуктопровода 110 млн долларов. Также положение Orlen Lietuva ухудшает разобранные “Литовскими железными дорогами” пути от литовского Мажейкяй до латвийского Ренге, в результате чего Orlen Lietuva вынуждена доставлять свои продукты на латвийский рынок окольными путями – что заметно увеличивает расходы на логистику.

Между тем, вице-председатель польской национальной промышленной палаты и бывший вице-президент концерна PKN Orlen Януш Вишневский заявил, что “перемена мнений в литовском правительстве в отношении запрашиваемой PKN Orlen логистической помощи”, включая строительство продуктопровода из Мажейкяй до Клайпеды, не изменит критической ситуации Мажейкяйского НПЗ, поскольку “уже поздно”.

Мажейкяйский НПЗ (он же Orlen Lietuva) был специально спроектирован ЛУКОЙЛом для переработки сибирской нефти, с которой НПЗ связывает нефтепровод “Дружба”. В конце 1990-х годов Мажейкяйский НПЗ был буквально подарен мало кому известной американской компании Williams International (при этом власти Литвы обязались компенсировать Williams все убытки от простоя – и прекращения поставок нефти по трубопроводу “Дружба”).
Затем Williams продал Мажейкяйский НПЗ “Юкосу”, после чего он достался PKN Orlen. Многие в Литве уверены, что прекращение работы нефтепровода “Дружба” – это “ответ Кремля” на отказ Литвы продать НПЗ ЛУКОЙЛу, обладающему, к тому же, своей нефтью. В результате нефть на Мажейкяйский НПЗ доставляется танкерами — что, как отмечают некоторые польские эксперты, делает завод нерентабельным.

Вишневский указывает, что нефтепровод “Дружба” неожиданно “пересох” в 2006 году – всего за полгода до завершения сделки между правительством Литвы и PKN Orlen по приобретению Мажейкяйского НПЗ. По словам польского эксперта, плавучий нефтетерминал в литовском местечке Бутинге на балтийском побережье является (“по европейским параметрам”) лишь “временным решением”, нежели “важным логистическим активом” – каким его видит PKN Orlen. Кроме того, добавляет Вишневский, у того же “ЛУКойла” в семь раз больше АЗС, чем у Orlen, а два белорусских НПЗ в Новополоцке и Мозыре с лёгкостью обеспечат небольшие прибалтийские рынки недорогими и высококачественными нефтепродуктами.

Януш Вишневский полагает, что в этих условиях Мажейкяйскому НПЗ остается разве что экспорт нефтепродуктов на Украину при неопределенности того, когда за них будет заплачено, и будет ли заплачено вообще, поскольку экспорт в Польшу будет означать убытки как для PKN Orlen, так и для его главного конкурента – Grupa Lotos, или же попытка продать эти нефтепродукты на терминалах в латвийском Вентспилсе и голландском Роттердаме – где “крайне трудно продать их с положительной маржей”.

“В этой ситуации заявление главы правительства Литвы (премьер-министра Буткявичюса. – В.В.) о перемене негативного мнения об интересах PKN Orlen в Литве не является удивительным”, – считает Януш Вишневский. Тем не менее, по его словам, это решение (одобрение проекта строительства трубопровода для светлых нефтепродуктов из Мажейкяй до Клайпеды) “слишком опоздало”. Также в нынешней политической ситуации, как указывает бывший вице-президент PKN Orlen, “речи быть не может о том, чтобы предложить Мажейкяйский НПЗ россиянам – что, кстати, было бы единственным разумным выходом в плане логистики”. “У PKN Orlen остаётся один-единственный шанс – продать Мажейкяйский НПЗ правительству Литвы, причём за любую, даже символическую, цену”, – полагает Вишневский.   :///

 

2 комментария

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.