«Газовый» контракт с Китаем: плюсы и минусы «сделки века»

China Russia

Прошла неделя с момента подписания соглашения между «Газпромом» и китайской CNPC о поставках в КНР российского «голубого топлива». Одни его называют «историческим», «прорывным» и «чрезвычайно  выгодным». Другие, наоборот – «ничтожным», а с учетом проблем с транзитом газа через Украину – «политически ангажированным» и даже «вредным» для России. Так что же на самом деле произошло в минувшую среду в Шанхае? Экономический прорыв на восток, или новый виток «газовых» с политическим оттенком дрязг с Западом?

То, что соглашение «историческое»,  пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения. Шутка ли, общая цена сделки – 400 млрд долларов! Таких по масштабам контрактов отрасль не знала даже в советские времена. Что же касается всего остального – мнения на этот счет разделились.

Главная интрига соглашения – цена за тысячу кубометров российского газа для китайских потребителей. Она до сих пор не обнародована. В «Газпроме» говорят, что это «коммерческая тайна».  Глава российского газового монополиста Алексей Миллер только намекнул, что она будет составлять около 350 долларов. Это ниже среднеевропейской цены, которая в настоящее время составляет 380 долларов.

В этой связи следует отметить, что именно вопрос цены был главным препятствием для заключения подобной сделки в течении 10 лет пока шли эти переговоры. Китайцы торговались отчаянно и еще два года назад настаивали на цене в 250 долларов за тысячу кубометров.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на переговорах действительно был достигнут серьезный компромисс, который устроил обе стороны.

Действительно, в сухом остатке, возможно, заработает «Газпром» не так уж много. Ведь нужно обустроить новые месторождения, с нуля создать инфраструктуру, построить новый газопровод «Сила Сибири». А это потребует огромных вложений. По некоторым оценкам, стоимость проекта может превысить 86 млрд долларов.

Правительство, чтобы обеспечить рентабельность контракта, уже объявило о том, что даст «Газпрому» серьезные налоговые послабления. Но в этой связи необходимо учитывать тот факт, что реализация проекта позволит создать большое количество рабочих мест и вообще может стать локомотивом развития региона. Да и строиться все будет на перспективу. Потребление газа в Азиатско-Тихоокеанский (АТР) регионе растет стремительно. А имея в своем распоряжении «Силу Сибири» «Газпром» сможет оперативно перебрасывать в регион весьма не малые дополнительные объемы «голубого топлива».

Поэтому, утверждения о том, что президент РФ Владимир Путин пошел на подписания соглашение только исходя из геополитических соображений, чтобы «утереть нос» потребителям российского газа в Европе, не выдерживают критики. Хотя сигнал им был послан вполне определенный. Дескать, «теперь вы не одни, так что ведите себя прилично».

Более того, с европейскими клиентами Россия сворачивать дела явно не собирается. Не далее как вчера министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия «не уйдет европейского энергетического рынка», а глава «Газпрома» Алексей Миллер не раз давал понять, что в планах компании наращивать поставки «голубого топлива» в Европу, не смотря на все проблемы.  :///

 

 

 

1 комментарий

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.