История вопроса: газовая «сделка века» с Германией, о которой говорил Путин

Truba-Gaz-Severni-Potok-Gas

Российский президент Владимир Путин во время своего недавнего визита в Австрию сумел договориться о строительстве австрийской ветки газопровода “Южный поток”. Это вызвало не прикрытое недовольство некоторых стран Европы, а также Соединенных Штатов. Однако Путин на пресс-конференции по итогам переговоров заметил, что подобное в европейской истории уже случалось, когда страны Европы плодотворно сотрудничали с Россией (тогда – СССР), несмотря на внешнее давление «ястребов» холодной войны.

“Южный поток” пойдет в Австрию, об этом заявили российская и австрийская стороны, подписав соответствующее соглашение в рамках официального визита Путина, что дает хорошие шансы на завершение российского проекта “Южный поток”. Примечательно то, что австрийские власти выступили с критикой санкций по отношению к РФ.

“Я убежден, что никто не может получить пользу от санкций или извлечь из них выгоду. Это не средство достижения преимущества. Никто не выигрывает от них”, – заявил президент Австрии Хайнц Фишер.

Путин же отметил взаимную зависимость России и Европы, связанную с поставками энергоресурсов. В частности, он заявил, что сегодня многие руководители в Евросоюзе очень сильно политизируют вопрос, идя на поводу США, которые не только решают свои меркантильные вопросы в глобальной политике, не учитывая порой интересы стран Европы, но и стремятся активно лоббировать собственные экономические интересы, связанные, например, с поставками энергоресурсов на рынки Европы. По мнению Путина, если США удастся заморозить строительство «Южного потока», то они тут же начнут активно попытаться реализовать в странах Европы свой сжиженный природный газ (СПГ), который в результате окажется для европейских потребителей дороже трубопроводного «голубого топлива», которое поставляет Россия.

“И не нужно ничего политизировать. Безусловно, проект нужен и России, и нашим партнерам в Европе. К сожалению, некоторые политики на Западе настойчиво требуют искусственно уменьшить долю России в европейских энергопоставках, – заявил Путин. – Пугают угрозой зависимости Евросоюза от российского газа. Но я думаю, здесь не нужно ничего бояться, потому что это всегда взаимная зависимость. А взаимозависимость – это всегда основа и гарантия стабильности”.

Напомним, “Южный поток” — это глобальный инфраструктурный проект “Газпрома” по строительству газопровода мощностью 63 млрд кубометров через Черное море в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков, один из которых, например, связан с транспортировкой газа через территорию Украины в условиях политической нестабильности в этой стране. Планируется, что первый газ по “Южному потоку” будет прокачен в конце 2015 года, а на полную мощность газопровод выйдет в 2018 году. Ввод в действие австрийского участка газопровода планируется в конце 2016 года.

Однако Брюссель, взявший на себя функция решать интересы всех стран союза, и Вашингтон активно выступают против реализации российского проекта, хотя крупнейшие энергокомпании Германии, Италии и Франции его поддерживают. Есть такая поддержка проекта и со стороны Венгрии, Болгарии и ряда других стран, которые остро нуждаются в российский газе. Но на эти страны, являющиеся слабым звеном в странах ЕС, оказывается жесткий прессинг со стороны Брюсселя и США.

Однако давление со стороны стран Европы, в которых есть понимание потенциальной выгоды от реализации проекта, вполне вероятно,  хотя со стороны США это вряд ли произойдет – в Северной Америке, как говорится, “закусили удила” и жестко гнут свою линию, пытаясь ослабить влияние России.

Так, Путин вспомнил в Австрии про проект по обмену газа в обмен на трубы из ФРГ, который привел к созданию действующей газотранспортной системы (ГТС). Против того плана, как всегда, активно выступали США.

Почем трубы для народа?

То долгосрочное соглашение между рядом советских внешнеторговых организаций и немецкими компаниями на поставку труб большого диаметра в обмен на газ было заключено в 1960 году. Однако после начала его реализации в 1963 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр его попросту заморозил, запретив реализацию в СССР труб. Главная причина – соображения безопасности, также говорилось и о соблюдении “интересов безопасности союзников”. Речь шла прежде всего о США, которые оказали сильнейшее давление на ФРГ. Белый дом настаивал на том, что после строительства трубопровода советские войска могут его использовать в случае гипотетической агрессии.

В результате немецкие компании понесли немалые потери – примерно по 80-100 млн марок каждая. Но со временем политическая конъюнктура стала меняться – в том числе и в ФРГ. Коснулись изменения и проблем, связанных с торговлей на восточном направлении. Через несколько лет, осенью 1969 года, было сформировано новое правительство ФРГ, которое возглавили Вилли Брандт и Вальтер Шеель.

В том же году советский министр иностранных дел Андрей Громыко высказал идею контракта «газ-трубы». Ее-то и назвали сделкой века. Речь снова шла о трубах, которые предлагалось поставляться в обмен на российский газ с месторождений Западной Сибири. После переговоров 1 февраля 1970 года было подписано соответствующее соглашение, которое с превеликим удовольствием поддержал бизнес ФРГ.

Согласно контракту, немецкая компания Mannesmann начала поставлять 1,2 млн тонн труб большого диаметра в счет поставок 3 млрд кубометров газа в Западную Германию ежегодно. Профинансировал сделку Deutsche Bank. В ходе реализации этого «контракта века» и появились основные трубопроводы современной газотранспортной системы (ГТС), включая газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Первые поставки российского природного газа в Германию начались 1 октября 1973 года.

Однако США продолжали давить на Европу и после подписания контракта – особенно сильно это давление ощущалось в разгар холодной войны в конце 1970-х годов, когда из-за ввода советских войск в Афганистан было введено эмбарго на торговлю с СССР. США требовали от союзников присоединиться к запрету, но контракты все-таки продолжались реализовываться, а власти ФРГ жестко стояли на позиции: соглашение было заключено до введения эмбарго, следовательно, на него оно распространяться не может.

Американская сторона настаивала, что СССР полученные ресурсы пустит на расширение присутствия в Афганистане. Более того, осенью 1981 года СССР и Германия заключили новое соглашение, правда, был установлен лимит потребления советского газа на уровне 16%. Отчасти США своего добились, но не в полной мере, как им этого хотелось. Полного запрета на российский газ так и не произошло.

Сегодня ситуация повторяется: США давят на страны Евросоюза из-за «Южного потока». В Европе хорошо понимают, что для Белого дома Украина – это всего лишь разменная монета, игра, за которой стоит вполне заметный экономический интерес. И США не намерены снижать свою ключевую роль в европейском регионе, особенно если это касается противодействий усилению позиций Российской Федерации.

Вспомним недавнюю ситуацию, когда в некоторые СМИ просочилась информация о том, что представители США резко выступили против визита главы МИД России Сергея Лаврова в Словению 8 июля текущего года. По заявлению словенских журналистов, США опасались, что во время этого визита российская сторона будет обсуждать строительство “Южного потока”. Но скандал удалось замять только тогда, когда Госсекретаря США Джона Керри напрямую об этом спросили. И тому ничего не оставалось сделать, как заявить о том, что американские власти вовсе не против визита Лаврова в Словению.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.