Почему российский “Южный поток” проигрывает азербайджанскому ТАР?

Gaz

Начало строительства Трансадриатического газопровода (TAP) планируется на 2016 году. Этот проект в Евросоюзе считают приоритетным. По мнению Еврокомиссии, его сооружение позволит диверсифицировать поставки природного газа в страны Европы и снизить энергозависимость от России. Поэтому строительство российского “Южного потока” блокируется под всякими надуманными причинами, а проекту TAP дается “зеленый свет”.

Еще не так давно СМИ писали о том, что строительство Трансадриатического газопровода будет временно отложено, но эта информация оказалась не совсем достоверной, поскольку уже в 2015 году будет начато сооружение подъездных дорог и мостов в Албании.

Некоторые эксперты делают вывод, что геополитическая ситуация, которая сложилась на Украине, будет способствовать тому, чтобы ТАР заработал в обозначенные сроки. Еврочиновники очень “тепло” к нему относятся и даже освободили ТАР от соответствия некоторым нормам, которые регламентируют работу европейской газотранспортной системы. Азербайджанской компании SOCAR достаточно легко получила разрешение на приобретение 66% доли в ключевом газовом операторе Греции – DESFA – и это несмотря на то, что данное приобретение, мягко говоря, не соответствует конкурентным нормам Евросоюза.

А вот с российским проектом «Газпрома» “Южный поток” ситуация иная. Его цель примерно такая же – диверсификация маршрутов поставки газа потребителям в Европе. Однако есть одно большое «но» – Россия хочет защитить себя от проблем, связанных с транспортировкой российского природного газа через территорию Украины, которую в последнее время очень уж полюбили и в Европе, и за океаном – в США. По мнению Запада, поставлять топливо в обход Украины Россия не может – точнее, не имеет права, ведь в этом случае и без того дышащая на ладан экономика Украины еще быстрее «даст дуба». Да и политики в этом вопросе также много. Пока в Европе хоть и опасаются того, что снова столкнуться с проблемой транзитных рисков, но «старший брат», США, что-то там гарантирует и дает надежду. Поэтому, в отличие от азербайджанской SOCAR, «Газпрому» не разрешили участвовать в торгах по приобретению DESFA.

Ujni potok TAP ITGI 1

Так называемый Третий энергопакет, утвержденный в ЕС в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа в странах Европы, входящих в союз. В нем шесть законодательных актов, которые вводят ограничения для «импортных» вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными системами. Еврокомиссия делает все возможное, чтобы разделить бизнес по продаже и транспортировке природного газа – якобы это способствует повышению конкуренцию и позволяет выйти на энергетический рынок Европы новым игрокам. По мнению членов ЕК, это приведет и к снижению цены на «голубое топливо».

Тем не менее, при существенных стартовых инвестициях еврочиновники освобождают «третьи стороны» от ряда требования, которые препятствовали бы компаниям вкладывать в масштабные проекты. Так, например, в 2013 году TAP освободили от некоторых из них: ЕК решила освободить проект от принципа «разделения собственности». Плюс были отменены дополнительные требования – в результате компания SOCAR, которая владеет существенной долей в TAP, получила право контролировать трубу с «обеих концов», что является грубым нарушением главных норм Третьего энергетического пакета. В данном проекте ЕК не видит необходимости останавливать работы до приведения его в соответствии с законодательством Евросоюза.

Действительно, ТАР позволяет диверсифицировать поставки газа, но Греция, например, и без него уже получает 14% природного газа из Азербайджана. Поэтому Еврокомиссия из кожи вон лезет, чтобы газопровод TAP был как можно быстрее построен. В итоге мы видим две диаметрально противоположных ситуации в одном и том же уравнении. И ситуация выглядит достаточно странно, поскольку “Южный поток” соединяет Центральную Европу с Россией, а правительствами стран-транзитеров и России был дан приоритетный статус для «Южного потока».

Gaz Europa

Но ЕК все же блокирует его строительство, полагая, что межгосударственные соглашения, которые были достигнутые при разработке этого проекта, не соответствуют нормам Третьего энергопакета, утверждая также, что дело не только в том, что в «Южный поток» не получат доступ третьи страны, а и в системе формирования тарифов на газ, которая, по мнению ЕК, не является прозрачной.

Да, «Газпром» – производитель природного газа, однако контроль над различными участками “Южного потока” будут осуществлять национальные консорциумы. Да и вопрос по предоставлению доступа третьим сторонам к «Южному потоку» уже прорабатывается, а определять тарифы собираются местные операторы. Одним словом, вопрос по строительству «Южного потока» лежит исключительно в политической плоскости. В ЕК явно опасается, что российский проект существенно расширит влияние РФ в Европе и не позволит реализоваться конкурентам.

Gazprom Gaz Postavki Gazoprovod

Трансадриатический газопровод – это газопровод протяженностью 520 километров для транспортировки газа из Каспийского региона через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии, а далее — в Западную Европу. В обход России, естественно. Основным источником наполнения газопровода станет газ с месторождения Шах-Дениз в азербайджанском секторе Каспия. На начальной стадии развития проекта планируется, что его мощность составит ежегодно 10 млрд кубометров, а затем возможно расширение до 20 млрд кубов. Основные акционеры ТАР: BP принадлежит 20%, SOCAR – 20%, Statoil – 20%, Fluxys -16%, Total -10%, E.ON – 9%, Axpo – 5%.

Европейские потребители рассчитывают на газ, который будет поставляться по TAP после начала реализации второго этапа разработки месторождения Шах-Дениз.  :///

 

1 комментарий

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.