Еврозона: от Пунических – к газовым войнам

Gaz 0-00

Говорить, что пресловутый газовый вопрос не касается экономики Евросоюза, – означает предпринять очередную попытку пустить пыль в глаза инвесторам, отмечается в аналитическом обзоре ИГ «Норд-Капитал».

Если текущий восточно-европейский газовый кризис продлится не более полугода, то есть основания надеяться, что он не затронет и без того хрупкий рост европейской экономики (шансы на полноценное стимулирование экономики еврозоны со стороны ЕЦБ путём запуска «QE по европейски» мы пока оцениваем как умеренные.

Однако если текущий рост безработицы на фоне дезинфляции и заморозки кредитных рынков региона будет углубляться, то подобное развитие событий будет весьма вероятно, начиная с 2015 года. Но если по тем или иным причинам «газовый конфликт» затянется, он станет мощным фактором дестабилизации рынков, в особенности, в случае его продолжительной комбинации с нарастающими негативными нефтяными факторами Ирака и Ливии. Иными словами, мы не можем отмахнуться от текущего транзитно-переговорного тупика и считать его частной проблемой Украины и «Газпрома». Мы полагаем, что в зависимости от дальнейшего развития событий было бы вполне резонно занимать либо «длинные», либо, наоборот, «короткие» позиции в отношении таких индексов как DAX, CAC 40 и FTSE MIB.

По последним данным, Еврокомиссия, по словам еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, имя которого в последнее время упоминается в СМИ чаще любого другого европейского руководителя, будет готова поддержать проект газопровода «Южный поток», если будут устранены нарушения Третьего энергопакета ЕС. По словам Миллера, в украинских хранилищах находится около 11.5 млрд кубометров неоплаченного газа. Это – колоссальный объём, однако с учётом нынешних реалий, его хватит только до осени, т.е. в аккурат до наступления холодов, когда центральная и северная Европа столкнутся с реальными проблемами отопительного характера (газ как сырьё также широко используется в ряде производств, в частности, в химической промышленности, и реальной замены ему нет, но для простоты расчётов мы сейчас эти нюансы опускаем).

Как известно, Третий энергопакет реформ в области газа и электроэнергии, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, был направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Он включает 6 законодательных актов, предусматривающих ограничения для вертикально интегрированных компаний (ВИНК) на право владения и управления внешними энерготранспортными сетями. Таким образом, Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. Кроме того, Третий энергопакет, по замыслу авторов, призван объединить довольно разобщенный энергетический рынок ЕС.

Нововведения должны были ликвидировать национальные барьеры в торговле электроэнергией и природным газом путём «повышения безопасности поставок и развития конкуренции на уровне Евросоюза. Требования, изложенные в Третьем энергопакете, обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые могли бы изъявить желание снабжать газом Европу. Если таковых не оказалось бы, часть газотранспортных мощностей все равно должна оставаться в резерве.

Россию подобное предложение до поры до времени не устраивало, однако в свете событий на Украине и того обстоятельства, что» Газпром» не имеет ни правовой, ни фактической возможности отслеживать исправность и бесперебойность транспортировки газа вдоль украинской ГТС, такое положение вещей приобретает новую окраску. По факту, у «Газпрома» имеются правовые основания переместить точку продажи газа (POS) для европейских потребителей из нынешнего плохо контролируемого Ужгорода в Курскую область. Мы полагаем, что разговор об этом в любом случае зайдёт на одной из ближайших летних встреч в рамках европейской энергокомиссии, хотя заранее предугадать его результат невозможно.

Между тем, несмотря на усилившуюся в последнее время «сланцевую» еврориторику, зависимость Старого Света от поставок российских углеводородов остаётся крайне высокой. В частности, Франция и Италия обладают запасами угля, газа и нефти, которых хватит меньше чем на год. Запасы Великобритании несколько выше и, по оценкам экспертов, позволят продержаться примерно 5 лет. ФРГ обладает запасами нефти на год, газа — на два года, хотя запасы угля очень велики — их хватит приблизительно на 500 лет, в Болгарии запасов угля хватит более чем на 70 лет, Польше — на 30 лет. Остальные государства, не обладающие достаточным количеством ресурсов, продолжат сотрудничество с Россией, которая обладает запасами нефти на 50 лет (без учёта перспективных Арктических разработок), газа — на 100 лет, угля — также на 500 лет при текущем уровне потребления.

В энергетическом балансе ЕС преобладает ископаемое топливо. Россия является первым по значению поставщиком газа в страны ЕС и вторым – нефти. В общем энергобалансе ЕС российские поставки составляют около 16.5%. Фактор зависимости от импорта рассчитан с учетом того, что Норвегия не является членом ЕС.

Некоторые аналитики при расчете зависимости не учитывают поставки из Норвегии. Поэтому, по оценкам Еврокомиссии, зависимость от импорта газа и нефти составляет около 70%. Однако, по тем же оценкам, даже с учётом отсутствия трудностей с Норвегией к 2030 году зависимость возрастет по нефти до 80%, а по газу – до 90%. Значимость, рентабельность и экологичность пресловутых сланцевых разработок – под большим вопросом.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.