Украина: газовый кризис спровоцировал угольный

Ugol

На Украине именно угольная генерация обеспечивает 50% производства электроэнергии, однако теперь и с углем страна стала испытывать проблемы – появились серьезные перебои в поставках. Киев вел чрезвычайное положение (ЧП) на энергорынке страны, в результате чего Украина, скорее всего, получит постоянные веерные отключения не только промышленных, но и социальных объектов. ТЭК Украины находится в тяжелейшем состоянии.

Глава минэнерго Украины Юрий Продан, комментируя введение ЧП на энергорынке, заявил, что эта мера связана с проблемами с доставкой угля из зоны боевых действий в Донбассе, откуда возникают сложности с транспортировкой угля на склады тепловых электростанций. Продан не исключил, что сложившаяся ситуация уже очень скоро может привести к ограничению экспорта украинской электроэнергии.

«Порядок дает право, а вот насколько и как, мы будем решать, смотреть за ситуацией, как будут наполняться склады», — заявил Продан.

В основном Украина поставляет электроэнергию, выработанную на АЭС, в Белоруссию, Венгрию и Румынию. Однако если проблемы с углем сохранятся, то атомной генерации придется замещать угольный экспорт электроэнергии, хотя импортеры украинской энергии сильно не пострадают, так как они ее закупают только из-за относительной дешевизны, но в случае необходимости эти страны быстро заменят дешевую украинскую электроэнергию более дорогой.

Действительно, добыча угля в Донбассе из-за боевых действий снизилась до рекордного минимума – сильнее всего пострадали нелегальные шахты-копанки, доля которых в общей добыче региона составляет примерно 40%. Но еще до начала военных действий украинское правительство начало ограничивать поставки угля, поскольку не находило средств на его оплату.

«Объем добычи угля в Донбассе сейчас достиг минимального уровня за всю историю региона. Плюс ко всему страдает от сбоев и пожаров целый ряд электростанций, — отметил научный сотрудник Института экономики НАН Украины Вячеслав Ильяшенко. — Ситуация в энергетике может быть очень тяжелой».

По оценке эксперта, уровень добычи угля в Донбассе упал на 50–70% – в Донецкой и Луганской областях добывается примерно 80% всего украинского угля. Из бюджета Украины прежде выделялось 8–12 млрд грн на дотирование цен на уголь, поскольку себестоимость добычи на Украине очень высокая, и без дотаций угольная промышленность функционировать была не в состоянии.

Однако некоторые резервы у Украины все-таки есть: не очень надолго хватит запасов украинских ТЭС (около 3 млн тонн), но есть еще один относительно крупный угледобывающий район — Днепропетровская область, где могут добывать примерно 15 млн тонн в год. Также Украина может попробовать нарастить атомную генерацию, поскольку потенциал у нее достаточно высок: на ряде АЭС простаивают энергоблоки – на электроэнергию попросту не было спроса. Правда, как говорится, есть нюансы – технически разогнать АЭС будет сложно, так как поток энергии от АЭС должен быть постоянным, а в ночное время потребление значительно снижается, и электроэнергию просто некуда девать.

Поэтому Украине все-таки придется ограничивать потребление – отключать промышленные и даже социальные объекты.

Проблемы с углем у киевских властей возникли на фоне отказа от российского газа из-за высокой, по мнению властей, цены – 485 за тысячу кубометров (без учета предложенной Россией скидки). Ко всему прочему Украина перестала платить за поставки российского газа и накопила долг на 5,3 млрд долларов. «Газпром» перевел Украину на предоплату, и с 16 июня украинский «Нафтогаз» российский газ не покупает.

Эксперты прежде не раз говорили, что Украина с началом отопительного сезона будет незаконно отбирать газа из транзитных объемов, предназначенных для европейских потребителей (примерно 170 млн кубометров в день), а «Газпром» снова начнут обвинять в невыполнении условий соглашений.

Однако киевские власти решили этот вопрос радикально – Верховная Рада приняла на прошлой неделе законопроект, который предусматривает запрет транзита энергоресурсов через территорию Украины. Эта мера входит в пакет из 29 санкций, разработанных украинским правительством – прежде всего в отношении России, которую и признали «недружественным государством».

Получается, что теперь и газа, чтобы компенсировать выпадающую угольную генерацию, у киевских властей тоже нет. Собственная украинская добыча – 20–23 млрд кубометров ежегодно, однако эти объемы полностью задействованы для обеспечения промышленности страны и ЖКХ. Но есть резерв порядка 15 млрд кубометров, накопленный в ПХГ. Ранее «Нафтогаз Украины» и украинские политики убеждали народ, что этих объемов достаточно для безболезненного прохождения грядущего отопительного сезона, но это было до того, как случился угольный кризис.

С нефтью и нефтепродуктами на Украине дело обстоит пока получше, хотя собственной добычи страна почти не ведет. Согласно данным «Укрнафта», по итогам первого полугодия текущего года было добыто порядка 1,3 млн тонн нефти. Большая часть «черного золота» перерабатывается на мазут и дизтопливо на Кременчугском НПЗ, которым владеет украинский олигарх Игорь Коломойский.

Потребность в бензине и дизтопливе Украина на 90% покрывает за счет импорта. Основные поставщики — Россия (60%), Белоруссия (20%) и Литва (8%)».   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.