Обама своими санкциями нокаутировал ExxonMobil

Shelf Arktika

Сотни миллиарды долларов для российской казны — такой, пока гипотетический, расклад в арктической эпопеи “Роснефти”. Российская госкомпания открыла новое месторождение нефти в Карском море, запасы которого по предварительным оценкам даже выше запасов Саудовской Аравии и Мексиканского залива. В долгосрочной перспективе Арктика может стать одним из самых ключевых районов для добычи «черного золота».

Глава “Роснефти” Игорь Сечин уже заявил, что новое гигантское месторождение назвали “Победа”, ведь только в одной ловушке месторождения находится примерно 100 млн тонн нефти, а всего свыше 30 таких “ловушек”.

И информация об этом не может не смущать руководство крупнейшей энергетической компании США, ExxonMobil, которая является партнером «Роснефти» по разработке арктического шельфа. Exxon – вторая по капитализации компания мира (408 млрд долларов). Именно она во многом предопределила успех бурения первой скважины совместно с «Роснефтью». Однако теперь американский энергогигант отказывается из-за введенных странами Запада санкций в отношении России от дальнейшей разработки «арктического Клондайка».

Arktika

Скважину пробурили до 10 октября — именно к этому сроку американские власти обязали компании свернуть все работы с российской стороной, то есть, совместная работа “Роснефти” и Exxon приостанавливается, хотя «Роснефть» обещает подождать своего американского партнера.

Однако нынешняя ситуация складывает так, что вместо получения потенциальной многомиллиардной прибыли, Exxon буквально может оказаться у разбитого корыта. Согласно предварительным данным, геологическая структура “Университетской” может содержать до 9 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Это очень серьезный объем — по сегодняшним оценкам это примерно 900 млрд долларов или даже немного больше.

Как в этой ситуации может поступить Exxon? Проигнорировать указание президента США Обамы у ExxonMobil вряд ли получится — компания и так долго сопротивлялась санкциям. Скорее всего ей придется все-таки проигнорировать крупнейшее нефтяное месторождение за последние годы.

По словам Сечина, данные по “Победе” приятно удивили. Пока Арктика оправдывает свои ожидания как супербогатый углеводородами регион, который может принести в казну России сотни миллиардов долларов в долгосрочной перспективе. Также арктические месторождения очень важны и с точки зрения замены целого ряда разрабатываемых месторождений в Сибири, которые уже близки к истощению. Новые проекты дадут России возможность оставаться крупнейшим мировым производителем нефти и газа. Сечин считает, что добыча на “Победе” может начаться уже к 2020 году.

Санкции давят на западные компании

В связи с этим становится понятно, почему последний «пул» американских санкций в сентябре затронул операции по разведке на шельфе. И почему в них попали российские “Газпром”, “Газпромнефть”, ЛУКОЙЛ, “Роснефть” и “Сургутнефтегаз”, у которых теперь возникли серьезные сложности по сотрудничеству с западными компаниями — прежде всего в рамках совместных арктических, сланцевых и глубоководных проектов по разведке и добыче. Санкции перекрывают России доступ к высокотехнологичному нефтяному оборудованию.

Сегодня десятки самых различных проектов, над которыми работали “Роснефть” и “Газпромнефть” совместно с Exxon, Royal Dutch Shell, итальянская Eni и норвежская Statoil приостановлены.

Интересно то, что санкции, безусловно и повлияют на российскую нефтедобычу, поскольку многие проекты придется на какое-то время «приморозить». Но не все. Так, для Exxon печальная новость состоит в том, что к текущему моменту тяжелая работа уже сделана, а “Роснефть” уже меньше заинтересована в своем американском партнере.

“После того, как месторождение запущено, будет много работы, чтобы достичь первых результатов, и, вероятно, “Роснефть” сможет это сделать, – оценивает ситуацию нефтяной стратег Bloomberg First Word Джулиан Ли. – Обе стороны, вполне возможно, надеются, что к тому моменту, когда они будут готовы к бурению следующей скважины, санкции будут сняты”.

Однако в некоторых западных СМИ делаются попытки хоть как-то обосновать неактуальность недавнего открытия «Роснефти» в Арктике, рассуждая о том, что без Exxon российская компания не сможет добиться намеченных целей. Так, стратег Standard Life Investments Фрэнсис Хадсон пишет, что “Роснефть” не сможет продолжать работу в Арктике лишь своими силами, поскольку санкции замедлят темпы разведки. Отчасти это верно, но иногда реальность преподносит нам достаточно интересные сюрпризы — вон, уже некоторые эксперты начинают переоценивать сланцевый бум в США, указывая на то, что не все прогнозы сбываются.   :///

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.