тэкно:///блог

19 сентября на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен налоговый маневр в нефтяной отрасли, который вступит в силу с 2015 году

Вт, 30 Сентябрь 2014 | 17:13 |

19 сентября на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен налоговый маневр в нефтяной отрасли, который вступит в силу с 2015 году. Разработчики проекта обещают участникам отрасли компенсировать убытки за счет акцизного вычета. Последние же опасаются дефицита сырья и готовятся к скачку цен на внутреннем рынке

23 сентября состоялась Восьмая международная конференция «Ароматика 2014», организованная компанией CREONEnergy.

В приветственном слове генеральный директор CREONEnergyСанджар Тургунов отметил, что рынок ароматических углеводородов стоит на пороге серьезных изменений, которые вызовет налоговый маневр. Игроки пытаются понять, к каким угрозам стоит готовиться и как минимизировать возможные негативные последствия. В процесс выработки оптимального варианта налогового маневра вовлечены все заинтересованные стороны: федеральные власти, региональные правительства, производители и переработчики. Основная цель – избежать ситуации, когда изначально хорошая идея в силу недоработок потеряет весь свой положительный эффект. А учитывая, что игроками рынка являются, в том числе, и градообразующие предприятия, необходим тщательно выверенный механизм поддержки и компенсаций. В этой связи консолидация участников отрасли крайне важна.

За прошедший год рынок бензола в РФ радикально изменился, из профицитного став дефицитным, сообщил заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. По итогам 2013 г. производство бензола составило 1212 тыс. т, прогноз на 2014 г. — 1137 тыс. т, снижение ожидается на уровне всего 50 тыс. т. Суммарный ресурс — импорт+производство — снизится на 6%. Потребление же по итогам текущего года составит 1162 тыс. т, прогнозный дефицит — 25 тыс. т. Еще осенью 2013 г. сверхнормативные запасы у потребителей превышали 20 тыс. т. Соответственно, производители нефтяного бензола начали экспортировать продукт. Затем последовал ряд аварий, как на предприятиях-производителях, так и на потребителях. С апреля по сентябрь 2014 г. сокращение импорта (в т.ч. украинского) бензола по сравнению с 2013 г. составило 22 тыс. т, существенное влияние оказал и сезон ремонтов на производствах. Все это привело к возникновению дефицита на рынке. По мнению г-на Кручинина, в 2015 г. при условии пуска завода «Ставролен» и работы производителей на нормальных загрузках рынок будет сбалансирован.

Производство параксилола в РФ в 2013 г. составило 300 тыс. т, из них 170 тыс. т потребил «Полиэф», остальные 130 тыс. т ушли на экспорт. Ортоксилола в прошлом году выпущено 186 тыс. т, отгрузка по РФ составила 126 тыс. т. Производство толуола по итогам 2013 г. зафиксировано на уровне 131.6 тыс. т (каменноугольный – 117.7 тыс. т, нефтяной – 13.9 тыс. т), этот объем направлен исключительно на внутреннее потребление.

Перейдя непосредственно к теме налогового маневра, г-н Кручинин рассказал, что для ароматики Правительством РФ был предложен вариант компенсации потерь производителям через «акцизный вычет». При базовом сценарии, сходном с текущим моментом, дополнительные доходы нефтехимии в 2015 г. составят 11.5 $/т. При этом уменьшение пошлины, которое хотят компенсировать нефтехимикам, составит порядка 100$. В случае принятия этого варианта, уточнил эксперт, цены внутреннего рынка теоретически могут измениться, но выплаты компенсаций и взимание пошлин будут неизбежны.

По мнению г-на Кручинина, возможны и альтернативные варианты. Один — это увеличение для ароматических углеводородов коэффициента для пошлины с 0.48 до 0.87 (при этом акциз и вычеты не вводятся). Этот вариант полностью сохраняет текущее положение на рынке, уточнил докладчик. Единственное ограничение – его противоречие подписанному РФ соглашению с ВТО. Другой альтернативный вариант — отмена ввода акциза на ароматику и, соответственно, отмена компенсаций нефтехимическим производителям. При реализации такого сценария основной проблемой становится дальнейшее изменение цены на бензол, а точнее — ее возможный рост, подытожил г-н Кручинин.

В случае же реализации маневра по предложенному варианту получается следующее: из 1.1 млн т бензола нефтепереработчики, которым должны компенсировать увеличение его себестоимости, производят только 400 тыс. т, а остальной объем выпускается на предприятиях пиролиза (520-540 тыс. т) и коксохимических. В результате, считает эксперт, большая часть компенсаций будет направлена не тем предприятиям, у которых выросла стоимость сырья. А три крупнейших производителя бензола, являющиеся одновременно и потребителями, не увеличивая свою себестоимость бензола, получат от государства компенсацию в сумме примерно 1.88 млрд руб.

Позицию государства по вопросу налогового маневра озвучил Антон Жаринов, начальник отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ. В отношении ароматики налоговый маневр подразумевает введение системы автоматического лицензирования производителей и потребителей, администрирование этой системы будет осуществлять налоговая служба. В Налоговом кодексе РФ будет создана отдельная статья для регулирования процесса выдачи лицензий. Бензол, параксилол и ортоксилол войдут в перечень подакцизной продукции. Акциз составит 2.3 тыс. руб. в 2015 г. В целях нивелирования возможных ценовых всплесков на нефтехимическое сырье разработана система налоговых вычетов, которая подразумевает возмещение из бюджета сумм акцизов, увеличенных на определенный коэффициент (примерно в три раза больше ставки акциза). Размер вычетов, определенный Минфином, был подсчитан таким образом, чтобы налоговая нагрузка на производителей и потребителей ароматики после столь масштабного изменения налогового режима не увеличилась. Минфин России, являясь инициатором поправок, утверждает, что система вычетов компенсирует все возможные убытки, поэтому никаких дополнительных рисков (в т.ч. ценовых) возникнуть не должно. Однако эта позиция не учитывает сложнейшие связи между сегментами рынка и наличие мультипликационных эффектов, которые обязательно нужно учитывать. По оценкам экспертов, после реализации налогового маневра цена на нефть на внутреннем рынке возрастет примерно на 6 тыс. руб., что может отразиться на стоимости продуктов дальнейшего передела, в т.ч. бензола.

Серьезным риском для производителей и потребителей ароматики станет временной лаг между начислением акциза и получением возмещения по нему. В коммерческих условиях это может обернуться увеличением цены.

Эксперт рассказал, что бензол как ароматический углеводород при ввозе и вывозе декларируется в двух товарных группах ТН ВЭД: 27 – как сырой продукт и 29 – как очищенная фракция. В настоящее время почти 70% экспорта приходится на группу 27. Экспортная пошлина на данный тип бензола считается на уровне 10% от таможенной стоимости, налоговый маневр ее не затронет. Очищенный же бензол (29 группа) попадает под изменения налогового законодательства — вывозная пошлина снизится. Таким образом, суммарный эффект маневра ограничивается теми 30% экспорта, которые приходятся на бензол для синтеза.

19 сентября законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Его принятие ожидается в конце декабря, т.к. уже с начала 2015 г. он должен вступить в силу. Г-н Жаринов предложил игрокам рынка обобщить свои точки зрения по этому вопросу, чтобы позиция участников отрасли могла быть учтена при рассмотрении проекта до второго чтения.

Обсуждение предстоящего налогового маневра продолжилось в рамках круглого стола, где все заинтересованные стороны получили возможность обменяться мнениями.

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 06 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и Twitter

Рубрики: Пресс-релизы

О чём говорят в интернете