Энергоресурсы – основа всех финансовых кризисов

Bur Neft Oil Skvajina Mestorojdenie

Финансовые кризисы имеют только отчасти финансовый характер, в основном же это проблема энергоресурсов, а если точнее – проблема получения доступа к дешевой нефти, считает независимый эксперт и бизнесмен Маартен ван Моурик, аналитик нефтяного рынка и рынков технического оснащения шельфовой добычи, консультант инвестиционных фондов и энергетических компаний, давший интервью для финансовой корпорации Matterhorn Asset Management в Цюрихе.

Актуальность экспертных оценок Маартена ван Моурика особенно значима в нынешней ситуации продолжающегося понижения цены на нефть. Ван Моурик, один из авторов книги «Непонятый кризис: энергия ведет себя как хочет!» считает, что между ценой на нефть и экономическим ростом уже длительный период времени наблюдается «весьма сильная взаимозависимость – имея высокие цены на нефть, которые держатся последние почти 10 лет, не стоит удивляться, что большого экономического роста мы не наблюдаем».

Нефть, составляющая от 30 до 60% мирового ВВП, оказывает прямое влияние на все экономические процессы.

«В своей основе нефть есть везде, взять хотя бы то, что около 95% наших транспортных потребностей покрываются нефтью, и наша одежда – это тоже нефть», – считает эксперт. Многие экономисты задаются вопросом, как долго цена на нефть будут слишком высокими. Ван Моурик называет это «охотой за движущейся целью»: доходы съедаются инфляцией, и «чем дальше, тем меньше мы готовы терпеть высокие цены».

На вопрос, как ему удалось предсказать взлет цен на нефть в 2007–2008 годах, голландский эксперт отвечает, что такие основополагающие понятия, как спрос и предложение никто не отменял.

«В 1998-1999 годах мы наблюдали за началом нефтяного бума и следили за поведением инвесторов. Мы просчитали все отдельные месторождения по их производительности в ближайшей перспективе и спроецировали на них спрос – вывод был однозначным: в условиях истощения многих месторождений топлива не хватит. Состарившиеся месторождения придется заменять новыми, что требует от нефтяных компаний инвестиционных вливаний, а они могут это делать лишь при рентабельности, которая была недостаточной в конце 1990-х. Добыча была очень выгодной в середине 2000-х, а теперь она снова уже не слишком рентабельна», – сообщает эксперт.

Ван Моурик специально занимался анализом нефтедобычи из сланцевых пород и пришел к выводу, что в долгосрочной перспективе такие производства станут нерентабельными.

«По мере истощения этих нефтяных скважин финансовые расходы все больше становятся операционными расходами, и тогда нефть уже становится очень дорогой, если рассчитывать по этой базе, так что, вероятно, это самая дорогая нефть на рынке», – считает Моурик.

Сравнения с нефтяным бумом на Аляске и в Северном море после энергетического кризиса 1973–1974 годов сланцевая нефть не правомочны.

«Это ведь способ производства, который требует непрерывности. Если вы приостанавливаете финансирование или интенсивное развитие новых месторождений, то ваша продукция сократится очень быстро. На Аляске и в Северном море были потрачены все необходимые деньги, но потом разработка месторождений очень долго шла без дополнительных крупных расходов, в то время как добыча из сланца требует постоянных денежных вливаний, чтобы поддерживать достигнутый уровень производства», – рассуждает эксперт.

На вопрос, как выйти из порочного круга, чреватого новым финансовым кризисом, ван Моурик ответил, что вероятность кризиса высока, так как с 2005 года цены более или менее статичны.

«Мы вбрасываем на рынок дополнительное финансирование и добываем все виды углеводородов, а цену понизить не можем. Добыча из сланца – это не решение, так как это не та дешевая форма энергии, которая запускает экономическую машину. Так или иначе, мы должны либо найти что-то более дешевое, либо сократить наш спрос – а спрос сокращается только тогда, когда цена продолжает оставаться достаточно высокой».

Выход из «порочного круга» Моурик, как и многие другие аналитики, видит в более эффективном использовании энергии и в расстановке приоритетов – он предлагает больше думать о эффективности добычи, чем о количестве добытых нефти и газа, то есть наращивании объемов продукции, и тогда «одержимость экономическим ростом» если не пройдет совсем, то хотя бы уменьшится.

На вопрос, как следует скоординировать финансовую систему ввиду высоких цен на энергоносители, Маартен ван Моурик ответил, что в финансировании энергетических компаний надо попытаться сделать более консервативными – чтобы они имели перед собой более долгосрочную перспективу, опираясь, в основе своей, на корпоративный тип финансирования.

«Печатанием денег кризис не предотвратить. Поэтому нефть и стала очень дорогой. Я не вижу выхода без того, чтобы не нарушить балансовые отчеты этих компаний. Это дело принципа – позвольте банкам обанкротиться и системе перезагрузится. Более того, я бы подумал и о том, что и ценоформирование на нефть нужно пустить в свободное плавание», – резюмирует эксперт.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.