Лондонский профессор бушует по поводу несправедливой цены на газ для Украины

gazwar

Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, который, к слову, скоро уходит со своего поста, должен применить право Европейского Союза, чтобы не оставлять Украину с высокой ценой на газ, считает Алан Райли, профессор юриспруденции Лондонского университета.

Еврокомиссия, судя по готовности Эттингера согласиться с условиями “Газпрома”, похоже, не настроена использовать свою систему рычагов или даже применить свой собственный правовой режим в реализации сделки по газу. Согласись Украина на цену 385 долларов за тысячу кубометров, закрытие «долгов по газу» с 2 млрд долларов вперед и 1,1 млрд до конца года и, наконец, на предоплату, тогда она потеряет свою контрактную, правовую и стратегическую позицию, утверждает лондонский профессор.

«Трудно сказать, почему Эттингер хочет навязать такую сделку Киеву. Возьмем эти три позиции. Во-первых, 385 долларов – это гораздо больше, чем платят за русский газ большинство стран Западной Европы, а они намного дальше от России, чем Украина. Более того, одним из главных предметов обсуждения в антимонопольном расследовании, проведенном Еврокомиссией, является незаконное ценообразование “Газпрома”. Для Восточной Европы оно выше, чем для Западной, что никак нельзя объяснить коммерческой логикой… Во-вторых, в споре о долгах за газ украинский контракт на поставку подлежит шведскому праву, которое включает положение о пересмотре цены в случае значительных изменений на рынке. … 3,1 млрд долларов, которые ожидают от Украины, относятся к сумме, которая была спорной на 1 января. В-третьих, предоплата подорвет финансы Украинского государства, которое уже испытывает значительные трудности», – рассуждает Райли.

Райли также определяет позицию Эттингера как юридически неправомерную и противоречащую стандартным условиям контракта по обязательной и бесперебойной энергопоставке – «Киев остается с дорогим газом, несправедливым долгом и жесткой предоплатой, да еще без всяких гарантий энергобезопасности». Райли призывает Евросоюз применять свои правила на своей территории, где существует единый газовый рынок, доступный все членам ЕС, включая и Украину с 1 января 2015 года.

«Украине даже и не нужно от ЕС много газа. В 2013 году она импортировала около 28 млрд кубометров, а с потерей Крыма, ущербом от войны и экономическим спадом ей понадобится много меньше в отопительный сезон 2014/2015 годов», – считает он.

Лондонский юрист не понимает, почему Эттингер идет навстречу “Газпрому”, возражающему против реверсных поставок, если в Третьем энергетическом пакете есть обязательные требования публичного права, а также есть еще и принципы открытого рынка ЕС.

«Обычно Еврокомиссия действует очень жестко, когда условия частных контрактов несут ограничения свободным рынкам», – сообщает Райли.

Сокращения поставок можно не бояться, если “Газпром” нарушит свои контракты, то станет ответчиком по гражданским искам со всего континента. А в газовой системе европейского рынка, которая объединяется все больше и больше, “Газпрому” будет трудно отследить все потоки.

«В ЕС теперь намного больше взаимосвязи, чем это было в 2009 году. Хранилища почти полны, и есть значительный мировой рынок СПГ… да и маловероятно, что “Газпром” захочет терять свои 28 млрд ежегодного взноса в госбюджет или становиться маргиналом в поставках газа в Европу. Почему же Эттингер не видит, что ЕС располагает серьезными рычагами воздействия на “Газпром”?», – возмущается лондонский профессор права.  :///

 

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.