Китайский эксперт о перспективах энергетического сотрудничества с Россией

altaj

Всему миру уже ясно, что Россия все больше наращивает динамику деловых связей с Китаем – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев недавно заявил о желании сторон подписать уже в следующем году контракт на второй (считая “Силу Сибири”) газопровод Western Route, или «Алтай», мощностью около 30 млрд кубометров в год. Перспективы китайско-российских отношений в сфере энергетики раскрывает доктор Кен-Вук Пайк, сотрудник Оксфордского Института энергетических исследований (OIES), автор книг «Природный газ в Азии: проблемы роста в Китае, Индии, Японии и Корее», «Китайско-российское нефтяное и газовое сотрудничество: реальность и последствия» и других публикаций. Он поделился своими мыслями с экспертом Natural Gas Europe Мариной Звонаревой.

“Газпром” недавно перенес дату ввода «Силы Сибири» с 2018 на 2020 год. Могут ли такого рода отсрочки быть связаны с возможной остановкой поставок газа из-за развития проектов СПГ и активизации сланцевых проектов в Китае, поинтересовалась она.

По словам Пайка, первой причиной изменения графика стало пока что не начавшееся финансирование с китайской стороны, долю которой “Газпром” оценил в 25 млрд долларов. Второй – ограниченный доступ к западным финансовым ресурсам. Что касается СПГ, то это не конкурент для 38 млрд кубометров природного газа, которые пойдут по газопроводу «Сила Сибири». 20 млрд кубометров газа, начиная с 2020, а оптимально к 2025 году, пойдет только в северо-восточные провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин. Остальное распределится еще на две провинции. Чаяндинское месторождение ведь не может дать сразу 25 млрд кубометров газа, пройдет два-три года до достижения этого уровня добычи. Доступ Северного Китая к СПГ ограничится поставками из Австралии и Канады, где некоторые проекты остаются весьма дорогостоящими. Добавочным источником могли бы стать США, но лишь немногие трейдеры из частного сектора предпринимают шаги в этом направлении.

Проект газопровода «Алтай» был раньше «Силы Сибири» – насколько он вообще перспективен?

Ссылаясь на то, что газ восточно-сибирских месторождений считается «тяжелым», китайский эксперт видит главным источником российских поставок все-таки Западную Сибирь и Ямал. Китай уже заключил контракты на весьма значительные поставки из Туркменистана и других государств Средней Азии, что позволит ему импортировать оттуда к 2020 году 85 млрд кубометров газа (это расчетная мощность трубопровода). К тому времени потребление газа в Китае вырастет до 120 млрд кубометров, так что «недостачу» восполнит российский газ. Поскольку Китай не высказывал заинтересованности в проекте «Алтай», российской стороной (она стремится стать «поворотным» поставщиком для Европы и Азии) был предложен вариант восточно-сибирского газопровода, который Россия обязуется запустить при любых обстоятельствах и, что важно, до широкомасштабных поставок СПГ в Китай.

Мощность «Силы Сибири» (38 млрд кубометров) «не дотягивает» до 60 млрд кубометров газового экспорта в Северный Китай, а если западные санкции помешают схеме экспортных поставок СПГ через Владивосток, то понадобится альтернатива, которой и выступит«Алтай». Однако, чтобы делать крупные поставки, России придется идти на ценовой компромисс и изыскивать средства на оплату расходов по инфраструктуре. Самым эффективным «ускорителем» будет собственный капитал по разведке и добыче нефти и газа.

На вопрос о двустороннем сотрудничестве в проекте «Ямал СПГ», Пайк ответил, что эти поставки проблематичны из-за их ограниченного периода – всего в шесть месяцев, поскольку из-за климатических условий нет годового производственного цикла. Для Китая это может быть только второстепенным источником.

«Ямал» имеет скорее стратегическую задачу ответить «на враждебную позицию Европы, пытающейся уменьшить зависимость от российского газа, хотя я не думаю, что это европейское устремление реально осуществимо», – считает эксперт. :///

 

 

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.