После Вены: нефтяным державам придется туго

skvajina neft Oil Bur Byrenie

Снижение цен на нефть может оказать такое же влияние на ситуацию в мире, как и тридцать лет назад, когда это привело Мексику к долговому кризису, а Советский Союз к распаду, напоминает Bloomberg.

После обвала нефтяных цен, спровоцированного финансовым кризисом 2008 года, мало кто ждал стремительного роста нефтедобычи в США. О новом повороте событий в конкурентной борьбы, связанной со сланцевым бумом в США, тогда никто не думал, хотя некоторым игрокам мирового рынка «черного золота» стоило бы не почивать на высоких доходах от нефтеэкспорта, а вкладывать деньги в диверсификацию национальной экономики.

Мексика извлекла уроки – в стране появились новые сектора промышленности (автомобили, электроника и др.). В настоящее время нет жесткой зависимости от экспорта нефти (что и проявилось в почти нейтральной позиции Мексики на переговорах в Вене – ред.). Если в 1990 году доля нефти в мексиканском экспорте составляла 38%, то в 2013 – только 13%, хотя общий объем экспорта вырос вчетверо. В бюджете страны доля нефтяных доходов – 32%, и бюджет на 2015 год сверстан из расчета 79 доллар за баррель.

Напротив, бюджет Нигерии, входящей в ОПЕК, на 75% зависит от потока нефтедолларов. Правительство ужесточило валютную политику и уже запланировало сокращение социальных программ на 6%. Нефть и газ – это 90% нигерийского экспорта и 35% товарной массы.

«Падение цен на нефть – тяжелая нагрузка для зарубежных счетов Нигерии и ее внутренней финансовой отчетности, при нынешнем соотношении валют. И главные испытания для нее еще впереди», – считает экономист Deutsche Bank AG Оливер Масетти.

Положение другого члена ОПЕК, Венесуэлы, пошатнулось еще до резкого понижения цен на нефть. Нефть составляет 95% экспорта и 25% ВВП. Дефицит бюджета составляет 16% от ВВП страны, отчасти из-за продажи многих стареющих нефтяных месторождений на внутреннем рынке по программе субсидий. Президент Николас Мадуро заявил 28 ноября о создании комиссии по определению ненужных статей расхода и о том, что направил министра экономики в Китай для обсуждения проектов развития.

«Ужасное положение в экономике (Венесуэлы – ред.) может снова создать социальный взрыв – похоже, правительство исчерпало ресурс твердой валюты», – сказано в отчете лондонской исследовательской фирмы Capital Economics, тоже от 28 ноября.

«Венесуэла уже вступает в полосу финансового хаоса. Позволить рынку самому определиться, как решила на прошлой неделе ОПЕК, означает лишь первое свободное падение. Сейчас крайний шок в Каракасе, шок в Тегеране, шок в Абудже. Психология резко меняется – степень неуверенности отныне будет гораздо больше», – считает видный эксперт, вице-председатель консалтинговой фирмы IHS Inc. в Энгелвуде, штат Колорадо, Дэниэл Йерджин.

Согласно данным МВФ, для стабильности бюджета Кувейт, Катар и ОАЭ нуждаются в цене выше «порога» в 70 долларов за баррель, Россия справится с проблемами бюджета при цене в 101 доллар, но Венесуэле с Нигерией нужно уже 120 долларов, Ирану и того больше – 136.

«Иран, Ирак, Нигерия, Венесуэла, Алжир и Ангола – все эти страны испытывают сильное демографическое давление, что требует бюджетных расходов. Цена на нефть имеет для них первостепенное значение, так как ни одной из них не удалась диверсифицировать свою экономику», – отмечает из Парижа директор энергетического сектора Французского института международных связей Мари-Клер Аун.

В Иране экспорт нефти из-за санкций в связи с ядерной программой сократился раньше. Добыча находится на самом низком уровне за последние 20 лет, с начала 2012 года экспорт сократился вдвое, до 1 млн баррелей в день. По сообщению МВФ, местную валюту, риал, спекулянты черного рынка «нагружают» на 80%.

«Снижение цен на нефть ничего не меняет для Ирана. Они уже потеряли столько миллиардов долларов из-за санкций, что падение цен – это уже как в насмешку, как масляное масло», – заявил сотрудник вашингтонского исследовательского центра Brookings Institution Сьюзен Мэлони.

Как и Иран, теряет миллиарды из-за санкций и Россия, бюджет которой наполовину зависит от нефтедолларов. Экономику не могут сейчас поддержать и доходы от нефти. Правда, и степень эластичности российской финансово-экономической системы, включая потенциал диверсификации, просчитать пока трудно.

Теоретически спад цен может идти до тех пор, пока не перейдет порог себестоимости «день-в-день» на существующих скважинах. «На некоторых сланцевых скважинах добывать будут даже при 40 долларах за баррель, а то и ниже», – считает эксперт лондонской группы Chatham House Пол Стивенс.

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), большинство скважин Bakken – а именно этих нефтедобытчиков ОПЕК нацелен выбросить с рынка – удержит рентабельность при 42 долларах за баррель.

Другой вопрос – захотят ли США делать такой подарок Китаю, который только приветствует снижение цен на нефть? Для немного “угасающей” экономике Поднебесной низкие цены на “черное золото” – это, по меньшей мере, подарок Судьбы.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.