Западные СМИ пытаются оценить отказ России от “Южного потока”

SMI Putin

Отказ российского президента Владимира Путина от проекта “Южный поток” означает, что Кремль включил газовую дипломатию на полную катушку, пишет Эндрю Рот в статье, опубликованной в The New York Times.

Европа из-за конфликта на Украине усилила нажим на Россию. Так, поддавшись влиянию Евросоюза, Болгария заморозила строительство газопровода «Южный поток». Теперь получается, пишут СМИ, что если кто и выиграл, то это Турция.

“После дипломатического поражения Путин перебрасывает газопровод в Турцию”, – кричит заголовок The New York Times. Путин публично отменил “Южный поток” – “грандиозный проект, когда-то задуманный для создания господства России в Юго-Восточной Европе, но пострадавший от все более сварливых отношений России с Западом”, сообщил читателям Эндрю Рот, отметив однако при этом, что отказ России от проекта – это “одно из нечастых дипломатических поражений Путина”.

Автор пишет, ссылаясь на слова Путина, что газовые потоки, предназначавшиеся для Европы, теперь будут перенаправлены в Турцию, а сам отказ от “Южного потока” якобы означает определенные потери для Европы, как отметил российский президент, обвинив Брюссель в предвзятом отношении к проекту.

«Решение (отмена “Южного потока” – ред.) представляется одной из нечастых побед Евросоюза и администрации Обамы, которые в этом году выглядели в основном бессильными», – настаивает на своей точке зрения автор.

Россия, пишет Рот, называла “Южный поток” выгодным для всех сторон деловым решением, но Вашингтон и Брюссель признали проект как попытку Москвы укрепить свою позицию основного поставщика газа в европейские страны и поставлять топливо, минуя территорию Украины. “Конфликт на Украине усилил нажим Европы, направленный против газопровода, и в июне Болгария приостановила строительство”, – пишет автор, по мнению которого если кто-то и выиграл от этой ситуации, то это Турция, получившая от России скидку на «голубое топливо» и дополнительные 3 млрд кубометров газа ежегодно.

Рот считает, что существенное снижение цен на нефть заставляет Кремль «диверсифицировать» ресурсы.

“Вполне вероятно, теперь исключены многомиллиардные инвестиции в газопровод, который мог никогда и не окупиться, несмотря на политическую конъюнктуру”, – отмечается в материале The New York Times, однако в статье говорится, что уже произведенные инвестиции «Газпрома» в «Южный поток» оказались совершенно напрасными – часть из них попросту будет списана.

“Только лишь разговоры о строительстве этого газопровода в последние 10 лет помешали Западу серьезно заняться строительством газопровода-конкурента, который гарантировал бы Европе поставки топлива из других стран, помимо России”, – пишет автор, ссылаясь на слова экспертов.

Что же касается перспектив турецко-российского сотрудничества, то корреспондент издания считает, что у России и Турции хоть и есть серьезные политические противоречия из-за Сирии, но на данном этапе Турция захотела и, возможно, сумела извлечь для себя преимущества из конфронтации России и Запада.

“Санкции, наложенные на Россию, дали ей возможность ввести свое эмбарго на импорт из Евросоюза, и Турция пытается извлечь выгоду от этой возможностью – увеличить экспорт”, – отмечает Синан Ульген (Carnegie Europe, Брюссель), отмечая, что Запад надеется, что Турция не слишком сильно увлечется сотрудничеством с Россией и не сделает санкции малоэффективными.

“Оформив соглашения с Турцией о газопроводе, Путин объявил газовую войну Европе”, – это уже заголовок в The Times.

“В понедельник Кремль включил свою газовую дипломатию на полную катушку, отменив строительство газопровода стоимостью 25 млрд фунтов, который должен был соединить Россию с Южной Европой, и заменив его новым маршрутом через Турцию, который сильнее привязывает Анкару к Москве”, – резюмируют журналисты Бен Хойл и Мэттью Лаксмур, отмечая между тем, что, по мнению Путина, отказ Евросоюза одобрить “Южный поток” сделал проект неэффективным для России, а сами страны Европы от этого лишь проиграют.

“По его словам, часть российских энергоносителей будет перенаправлена на другие рынки. Болгария станет терять плату за транзит газа (400 млн евро в год), ей следует требовать компенсации от Брюсселя”, – транслируют авторы слова российского президента.

Тем не менее, они констатируют факт, что несмотря на все противоречия, существующие между Россией и Турцией, обе страны упрочивают свои связи, поскольку для Кремля Анкара стала уже давно крупным региональным торговым партнером, значение которого еще больше заметно на фоне санкционной войны.

Путин остановил строительство газопровода “Южный поток” из-за санкций ЕС и позиции Болгарии, считает Фабрицио Драгосей, его статья опубликована в газете Corriere della Sera.

«С самого начала против “Южного потока” выступила почти вся Европа, кроме напрямую заинтересованных стран, в том числе Италии. Участие Москвы в военных столкновениях на Украине и западные санкции убили проект. Он не может быть осуществлен без интервенций западных и американских банков, а также без специальных технологий. Россия, несмотря на мечты ее технократов, сегодня не в состоянии заменить те технологии, которые она приобретала за рубежом. Без участия ведущих иностранных компаний все остановится. Почти наверняка будут прекращены разведывательные работы в Арктике и строительство газопровода на Ямале, пишет автор статьи», – злорадно нагнетает ситуацию автор.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.