Даст ли Турция “добро” на транзит СПГ-танкеров по Босфору?

baltijsspg

Еще одну альтернативу, найденную в Киеве «для освобождения от энергетической зависимости от России», пока что делает не осуществимой досадная узость пролива Босфор, сообщает об очередной украинской проблеме Bloomberg.

Украина, получающая половину необходимого ей газа от России, задалась планами построить на Черном море терминал СПГ – о его поставках уже некоторое время ведутся переговоры с американской энергетической компанией Cheniere Energy, зарегистрированной в Хьюстоне. В июле четверо сенаторов от республиканской партии представили Североатлантический акт безопасности, с требованием к Департаменту энергетики США разрешить экспорт СПГ в Украину, Японию и страны НАТО.

Естественно, единственный путь прохождения грузов СПГ – это водный путь мимо Стамбула. пролив Босфор по  фарватеру протяженность пролива Босфор, разделяющего Европу и Малую Азию, составляет около 30 км (глубина от 27 до 120 м). Турция из соображений безопасности и интенсивности пароходства в проливе не дает разрешения на прохождение транспортов с СПГ. В самом узком месте Босфора его ширина составляет всего около 800 м, и сама акватория для навигации считается одной из наиболее сложных.

«Если Турция согласится на транзит по Босфору судов с СПГ для Украины, то и другие страны на Черном море тоже загорятся желанием инвестировать в собственные терминалы. Это может привести к самым настоящим пробкам в без того уже чересчур оживленном движении в Босфоре», – считает руководитель отдела грузового пароходства в лондонском исследовательском центре Business Monitor International Мичелл Берман. Если в 2006 году по Босфору и Дарданеллам провозили 2,6 млн баррелей нефти в день, то в 2013 – уже 2,9 млн баррелей. «И нефтяные танкеры всегда создают огромные проблемы», отметил президент стамбульской энергетическо-трейдерной компании Akfel Holding AS Фатих Балтаси.

Украинские планы осложняет также и решение России перенаправить свой черноморский газопровод стоимостью 45 млрд долларов к побережью Турции. При таком укреплении связей Турция, которая уже сейчас получает 59% необходимого ей газа из России, вряд ли откроет Босфор для танкеров СПГ.

Украина не отказалась от планов собственного терминала СПГ, о чем министр энергетики Юрий Продан сообщил журналистам 19 ноября. В апреле устами директора украинского Агентства по инвестициям Сергея Евтушенко было заявлено, что задуманный плавучий терминал, с мощностями по регазификации, может быть готов к концу 2015 года.

«Это государство в состоянии полного хаоса, без денег, и там еще говорят о строительстве какой-то экзотической газовой инфраструктуры, которая в принципе не нужна», считает старший эксперт оксфордского Института энергетических исследований Джонатан Стерн. Что же касается неизбежных расходов, то судно «Independence» было зафрахтовано в ноябре для поставки к литовскому плавучему терминалу за 330 млн долларов, сообщил его владелец, трейдерная компания Hoegh LNG Holdings, а в Польше подсчитали, что планируемый там наземный терминал обойдется в 700 млн долларов.

В июне министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что его страна «не имеет позитивного отношения» к терминалу СПГ на Черном море, и 14 ноября источник из турецкого министерства подтвердил для Bloomberg, что Босфор ни за что не откроют. Судоходство в проливе регулируется конвенцией 1936 года, гарантирующей свободный проход торговых судов в мирное время. В 1994 году Турция законодательно закрепила свое право контролировать передвижение и определять допустимые типы судов. Допускаются суда, перевозящие жидкий нефтяной газ (LPG), – они меньше, чем танкеры для СПГ, которым разрешено проходить только по проливу Дарданеллы до турецкого терминала на Мраморном море.

«По Босфору идет много транспортов с нефтяным природным газом (НПГ), а ведь он намного опаснее, чем сжиженный (СПГ). И терминал СПГ на Черном море экономически оправдан»,-  считает партнер юридической фирмы Baker Botts, проводящей контракты по СПГ на 500 млрд долларов, Джейсон Беннетт. И если учесть, что в планах Турции намечено строительство канала, параллельного Босфору, который пройдет из Черного моря в Мраморное западнее Стамбула, то будущая энергетическая ситуация в Причерноморье выглядит уже по-иному: Турция выиграет как владелец транзитного канала, но уже вряд ли останется монополистом-транзитером газа. Проект канала, который должен «разгрузить» Босфор, уже разрабатывается, ожидаемый ввод в строй – через 5 лет, утверждает Bloomberg.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.