Саудовскую Аравию предупреждают об опасной игре

Sauditi Neft Oil

Заявления Саудовской Аравии о свободе рынка никого не могут ввести в заблуждение – эта страна уже использовала нефть в качестве оружия в 1973 году, напоминает профессор нью-йоркского университета, ранее руководитель Ближневосточного бюро Newsday Мохамад Бацци, предоставивший фрагмент своей будущей книги об отношениях Саудовской Аравии и Ирана агентству Reuters.

Подняв цены, урезав добычу и введя эмбарго на экспортные поставки нефти, Саудовское королевство в 1973 году наказало США за поддержку Израиля в арабо-израильской войне. Сегодня оно поступает прямо противоположным образом, но последствия его политики так же, как и раньше, трудно игнорировать. На этот раз саудовский гамбит более сложный: он имеет две цели – во-первых, попытаться «опрокинуть» сланцевый бум в США, оттеснив его с рынка нефти; во-вторых, наказать двух своих соперников, Иран и Россию, поддержавших режим Башара аль-Асада в Сирии.

По поводу Ирана, с его ядерными амбициями, влиянием на Ирак, поддержкой исламистов и альянсом с Сирией, традиционные центры власти арабского мира – Египет, Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива – стали нервничать с 2003 года, со времени вторжения американцев в Ирак. Конфликт с неизбежностью выплеснулся, захватив весь регион и соотношение сил в нем очень изменчиво. США далеко, но это только кажется – если они и не контролируют ситуацию полностью, то в любой момент могут на нее повлиять.

Сейчас же, с оглядкой на Иран и Россию, саудиты собирают вокруг себя союзников, каких только можно, но больше всего уповают на победу ценой нефти – ценой в буквальном смысле, проигрывая на каждом барреле. Правда, неистощимые запасы этих баррелей и 750 млрд долларов валютных запасов делают эту войну вполне комфортной игрой.

Закрепление на мировом рынке нефти манит политическими дивидендами – перспективой сокрушить всех главных врагов. Краткосрочная перспектива ясна – России нужно 100 долларов за баррель нефти, а Ирану и того больше. Обе эти страны уже ощутили экономические тяготы нефтяной войны, иранский риал упал на 6% спустя три дня после венской встречи ОПЕК, российский рубль отреагировал позже, но упал гораздо ниже.

Тем не менее, Саудовская Аравия ведет опасную игру. Экономические тяготы – это не те средства, которые могут повлиять на такие страны, как Иран или Россия. Они умеют быть непреклонными, умеют выжидать и рассчитывать ответный удар. В комбинации не краткосрочной, а на много ходов Саудовская Аравия может проиграть и поплатиться своим влиянием на Ближнем Востоке, а хуже всего то, что любой секторальный конфликт, каким бы локальным он ни казался вначале, имеет свойство выходить из-под контроля – кого бы то ни было, независимо от количества «лишних» нефтедолларов.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.