10 декабря компания CREON Energy провела Девятую международную конференцию «Сера и серная кислота 2014»

Российский рынок серы и серной кислоты, казалось бы, имеет все предпосылки для успешного развития. Однако сложности, возникшие в промежуточном звене, – транспортировке – ставят под угрозу дальнейшее успешное развитие отрасли. Ключевой проблемой рынка остается и ценообразование. За рубежом этот вопрос решен благодаря наличию котировок. В нашей же стране цена – предмет бесконечных споров между производителем-монополистом, желающим получить прибыль, и потребителями, стремящимися купить продукт подешевле. И даже вмешательство антимонопольного ведомства, как показывает практика, не позволяет “вывести среднее арифметическое” и достичь баланса интересов

10 декабря компания CREON Energy провела Девятую международную конференцию «Сера и серная кислота 2014», которая уже много лет выступает в качестве главной площадки для обсуждения проблем отрасли.

Мировой и российский рынки серы остаются профицитными, что вынуждает производителей увеличивать складские запасы, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. В этой связи актуален поиск альтернативных способов применения серы и разработка новых технологий. Также в условиях сокращения парка цистерн для перевозки жидкой серы все более важным становится вопрос логистики. В конечном итоге это может привести не только к задержкам, но и к перебоям в поставках сырья. Эти и другие темы г-н Тургунов предложил детально обсудить в ходе конференции.

Мировое производство серы по итогам 2014 г. прогнозируется на уровне 56.2 млн т, потребление ожидается в объеме 56 млн т, т.е. сейчас спрос и предложение практически сбалансированы. Такие данные сообщил начальник лаборатории газовой серы «Газпром ВНИИГАЗ» Николай Мотин. Однако уже с 2015 г. ожидается перепроизводство, причина которого – крупномасштабные проекты по освоению новых месторождений. В период до 2019 г. рост предложения на мировом рынке обеспечат страны Ближнего Востока, Восточной Азии и СНГ.

Объем производства серы в России за 9 месяцев 2014 г. составил около 4.5 млн т, из этого количества 2.9 млн т было отправлено на экспорт. В целом по итогам 2014 г. производство серы в РФ прогнозируется на уровне 6.2-6.5 млн т. При этом с 8% до 11% увеличится доля серы, производимой при переработке нефти. Это обусловлено программой модернизации, действующей на российских НПЗ, в результате которой выпускаются дополнительные объемы продукта. Прогноз до 2019 г. предусматривает рост объемов производства до 7.5 млн т (в основном за счет увеличения количества перерабатываемой нефти и переработки отходящих газов металлургических производств). Потребление по итогам 2014 г. ожидается на уровне 2.7 млн т, невостребованный на внутреннем рынке объем будет экспортироваться. Общий объем вывезенной за 2014 г. серы составит свыше 4.5 млн т. Основные страны-получатели – Марокко, Тунис, Китай, Бразилия. Г-н Мотин отметил, что сейчас в нашей стране долгосрочное хранение не осуществляется. Однако в случае более активной разработки Астраханского ГКМ на рынке дополнительно появится 6 млн т продукта в год – и тогда долгосрочное хранение станет необходимостью. Докладчик отметил, что в Казахстане в настоящее время хранится около 350 тыс. т серы. Менеджер отдела по продажам серы «Тенгизшевройл» Хабибулла Каримов подтвердил эти данные, уточнив, что в I квартале 2015 г. эти запасы будут обнулены.

Г-н Мотин рассказал, что в 2015 г. в России выйдет новый ГОСТ Р на серу. Его введение будет способствовать росту потребления продукта в дорожно-строительных материалах (при производстве сероасфальтобетона и серобетона), которое к 2020 г. может составить 1-1.5 млн т/год. Новые серосодержащие материалы обладают устойчивостью к резким перепадам температур и суровым климатическим условиям, имеют высокую механическую прочность. При производстве сероасфальтобетона 30-40% битума замещается на техническую модифицированную серу, что приводит к экономии вяжущего материала, снижению себестоимости готовой продукции и повышению качества материала. По поручению Правительства РФ реализуется пилотный проект строительства опытных участков дорог в различных регионах России с использованием сероасфальтобетонных смесей. В реализации проекта принимают участие Минтранс и группа компаний «Газпром». Первый экспериментальный участок дороги с использованием сероасфальтобетонных смесей был уложен в 2009 г. на трассе Оренбург-Беляевка. Затем новые материалы применялись в Москве, Московской, Рязанской, Астраханской областях и в Новом Уренгое. За экспериментальными участками будет осуществляться наблюдение. По результатам будут сделаны выводы об успешности и целесообразности применения серы в дорожном строительстве.

Производители серы группы «Газпром» – «Газпром добыча Астрахань» и «Газпром добыча Оренбург» – ежегодно выпускают около 6 млн т жидкой серы, сообщил Николай Гуревич, заместитель генерального директора по реализации и логистике «Газпром сера». Компании принадлежит более 80% от общего объема поставок серы в России. «Газпром добыча Астрахань» использует сырье Астраханского ГКМ, его запасы оцениваются в 1.3 млрд т серы. Ее содержание в добываемом сырье – до 25%. Компания производит до 5.5 млн т серы в год, выпускаются все товарные формы. Основная часть серы реализуется на экспорт (до 4 млн т/год), остаток направляется на внутренний рынок. «Газпром добыча Оренбург» производит до 1 млн т серы в год, реализуя ее преимущественно российским потребителям. По итогам 10 месяцев 2014 г. основными контрагентами «Газпром сера» было закуплено 1.6 млн т серы и 821 тыс. т серной кислоты. Эксперт отметил, что этот объем поставленной серной кислоты уже превысил показатель за весь предыдущий год (801 тыс. т).

Последний факт вызвал оживленную дискуссию среди участников конференции. Прозвучал закономерный вопрос: почему в 2012-2013 гг. при наличии парка цистерн для перевозки жидкой серы потребители сокращали закупки серы и увеличивали закупки серной кислоты?

По словам г-на Гуревича, потребители утверждают, что поставки серной кислоты для них более выгодны по цене. Тем не менее, подчеркнул эксперт, полная замена серы на серную кислоту все равно невозможна, поэтому закупки серы продолжатся в значительных объемах.

Как рассказал заместитель генерального директора по перевозкам «Газпромтранс» Алексей Пешков, несколько лет назад компания активно участвовала в строительстве серного терминала на предприятии «ФосАгро-Череповец». Однако в результате судебной тяжбы с «РЖД» компания получила обязательство в течение года ежегодно предоставлять на завод 1.3 млн т серы. При этом общая возможность по перевозкам этого продукта на сегодня составляет 1.4 млн т/год. То есть, резюмировал г-н Пешков, 100 тыс. т/год – это все, что останется для других потребителей. Плачевным последствием в первую очередь может стать остановка предприятия «ЕвроХим-БМУ». Директор компании по закупкам и логистике Сергей Грузин подтвердил, что предприятие сейчас испытывает нехватку жидкой серы. При этом потребности в ней на 2015 г. оцениваются в 245 тыс. т. Рост же закупок сторонней серной кислоты г-н Грузин объяснил недостаточными объемами собственного производства.

Противоположная ситуация наблюдается на «Фосфорите». Как рассказал начальник производства серной кислоты Валерий Дегтярев, предприятие увеличивает производственную мощность по серной кислоте, снижается потребность в сторонних закупках. Что же касается твердых форм серы, то компания считает цены на них слишком высокими и ожидает от «Газпрома» некоторого снижения. Г-н Дегтярев привел пример, что за небольшой отрезок времени стоимость комовой серы выросла с 800 руб./т до 2500 руб./т.

Находящийся в зале представитель «Газпрома» прокомментировал этот факт. Как заявил начальник отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива Константин Киямутдинов, в 2010 г. «Газпром» совместно с крупнейшим потребителем серы на внутреннем рынке – компанией «ФосАгро» – разработал механизм расчета цен реализации серы на основе котировок мировых цен на серу и диаммонийфосфат, опубликованных независимыми мировыми информационными агентствами. 15 декабря 2011 г. ФАС России возбудила дело по признакам нарушения группой лиц (в т. ч. компанией «Газпром») антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на жидкую серу. В соответствии с вынесенным 9 июня 2012 г. решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по мнению ФАС России, цены на мировых рынках минеральных удобрений (диаммонийфосфат) не должны влиять на порядок ценообразования серы, реализуемой на рынке РФ. Таким образом, для ФАС доводы, приведенные «Газпромом» в качестве обоснования применяемой методики, фактически были признаны неубедительными и не приняты во внимание при вынесении решения по делу. После вступления решения в силу в феврале 2013 г. дальнейшее применение разработанной методики фактически стало невозможным. В декабре 2012 г. ФАС России были разработаны и направлены в «Газпром» рекомендации о справедливом определении цены на рынке серы. Эти рекомендации применяются и по сей день. В 2014 г. компанией «Газпром» был разработан и направлен в адрес ФАС проект Сбытовой политики по сере, в котором предложен новый подход к формированию цен реализации серы на внутреннем рынке, который, по мнению «Газпрома», обеспечивает прозрачность ценообразования и баланс интересов сторон. Потребители же по-прежнему выражают недовольство по поводу уровня цен. В данной ситуации, отметил г-н Киямутдинов, «Газпром» будет последовательно отстаивать свою точку зрения по вопросу ценообразования на внутреннем рынке серы.

Далее вниманию аудитории был представлен доклад о состоянии и перспективах производства серной кислоты в РФ. По итогам 2013 г. в России произошло снижение производства этого продукта до 10.3 млн т, что обусловлено снижением экспорта минеральных удобрений за рубеж. Как рассказал заведующий лабораторией серной кислоты «НИУИФ» Владимир Игин, лидерами по объемам производства являются предприятия группы «ФосАгро» (4.5 млн т за 2013 г., что составляет 45% от общероссийского производства), заводы МХК «ЕвроХим» (1.4 млн т, 14%) и компании, входящие в «УГМК» (1.3 млн т, 13%). В 2014 г. за счет остановки работы Воскресенского химического комбината тенденция снижения объемов производства сохранится. Примерные объемы снижения – 400-450 тыс. т. Некоторое улучшение ситуации ожидается в 2015 г., т.к. планируется ввод в эксплуатацию реконструированного сернокислотного производства мощностью 500 тыс. т/год на Карабашском медеплавильном заводе. Что касается остальных предприятий РФ, то в ближайшие 2-3 года объем выпускаемой ими серной кислоты не претерпит существенных изменений.

Докладчик отметил, что на данный момент основной сырьевой базой для производства серной кислоты является сера (2013 г. – 74%). Ключевой сферой потребления серной кислоты является производство минеральных удобрений (78%).

В перспективе развитие сернокислотного производства в России будет связано с реализацией разработок экологической направленности, повышением доли полезной утилизации тепла, использованием автоматических устройств, повышающих безопасность сернокислотной технологии.

Серная кислота применяется и в атомной промышленности – для выщелачивания урановых руд. Этот сегмент потребления невелик, но стратегически важен. По словам коммерческого директора Desmet Ballestra Russia Вадима Лебедева, серная кислота для этих целей выпускается в России с 2005 г. в Краснокаменске, мощность производства составляет 160 тыс. т/год. В Хиагде (республика Бурятия) строится еще одно предприятие, его мощность – 110 тыс. т/год. В Казахстане (г. Жанакурган) в 2011 г. введено в эксплуатацию производство на 500 тыс. т/год, сейчас идут пусконаладочные работы в Степногорске, завод на 180 тыс. т/год будет пущен в I квартале 2015 г.

С обращением к крупным производителям серной кислоты выступила компания «КуйбышевАзот». По словам заместителя начальника УМТС Сергея Орехова, компания просит рассмотреть возможность доведения качественных характеристик технической серной кислоты до уровня серной кислоты марки «К», которая используется в производстве капролактама. С учетом планов «КуйбышевАзот» по развитию производства этого продукта – до 260 тыс. т/год – потребность в серной кислоте также вырастет. Крупные компании-производители в случае доведения выпускаемой ими технической серной кислоты до качественных характеристик серной кислоты марки «К» получат в лице «КуйбышевАзот» стабильного потребителя и надежного плательщика. Строительство собственного производства серной кислоты марки «К» компания не планирует.

Центральной проблемой российского рынка серы на сегодня является транспортировка жидкого продукта. Вступление в силу в августе 2014 г. ТР ТС негативно повлияло на перевозки жидкой серы по железной дороге. Как сообщил Андрей Ващенко, заместитель начальника управления долгосрочного планирования и развития «Газпромтранс», этот документ фактически вызвал дефицит цистерн, т.к. предусматривает изменение текущего механизма продления срока службы вагонов. Другими словами, подвижной состав для перевозки жидкой серы постепенно выводится из эксплуатации, что не позволяет удовлетворить спрос в сырье предприятий, производящих фосфорсодержащие удобрения. Динамика выбытия парка неутешительна – за 2014 г. списано 217 цистерн, в 2015 г. будет выведено из эксплуатации еще 122. Пик списания придется на 2019 г. – 260 единиц, после чего, по сути, перевозки жидкой серы по железной дороге будут сведены к минимуму. Разработаны разные варианты восполнения парка специализированных вагонов-цистерн, однако они имеют некоторые недочеты. Первый вариант – приобретение цистерн «Газпромтранс» в лизинг. Второй – приобретение цистерн потребителем жидкой серы и передача в оперативное управление «Газпромтранс». Оба эти варианты предусматривают закупку нового подвижного состава. Однако мощность единственного в России производителя подобной техники – «РМ Рейл» (завод «Рузхиммаш») не превышает 200 единиц в год, этого недостаточно для полной компенсации выбывающих цистерн. Третий вариант – переход на перевозку твердой серы, однако на данный момент большинство площадок по хранению твердой серы и плавильни демонтированы. Предприятия реконструировали эстакады для приема жидкой серы. Создание новых площадок хранения твердой серы и плавилен обойдется дороже, чем приобретение цистерн для перевозки жидкой серы.

И, наконец, последний вариант – перевозка жидкой серы в танк-контейнерах. Экспериментальная перевозка показала, что использование танк-контейнеров не является эффективной альтернативой перевозкам в железнодорожных цистернах. Таким образом, ситуация с парком по перевозке жидкой серы имеет тенденцию к ухудшению, инвестпрограмма «Газпрома» на данный момент не предусматривает покупку нового парка вагонов. Поэтому «Газпромтранс» рекомендует участникам рынка заранее подумать над решением проблемы дефицита парка вагонов и, возможно, найти наиболее подходящий вариант для себя.

Логистике серы через южные порты России был посвящен доклад Андрея Пятерикова, генерального директора компании «Усть-Донецкий порт». Данный способ транспортировки является эффективным коридором для накопления и отправки больших партий груза.

По прогнозам за 2014 г. экспорт серы судами дедвейтом свыше 5 тыс. т составит 91.7% от общего объема, дедвейтом до 5 тыс. т – 8.3%.

За 10 месяцев 2014 г. перевалка серы на рейде порта Кавказ составила 1.085 тыс. т (-10% к аналогичному периоду прошлого года). Снижение показали Усть-Донецкий порт (-16% до 321 тыс. т) и Ильичевский МТП (-20% до 918 тыс. т). А вот порт Новороссийск продемонстрировал стремительный рост в 2.8 раза до 218 тыс. т.

Усть-Донецкий порт обладает рядом преимуществ, среди которых – большие объемы складирования (до 250 тыс. т); близость к порту отгрузки морского судна; доставка через рейд порта Кавказ крупнотоннажными морскими судами с осадкой до 14 м и дедвейтом до 75 тыс. т в глубоководные порты мира; доставка судовых партий до 5 тыс. т прямыми рейсами.

Далее участники конференции заслушали несколько технических докладов, касающихся непосредственно процесса производства серной кислоты. Катализаторы при производстве этого продукта играют ключевую роль среди факторов, оказывающих влияние на работу контактного аппарата. По словам Игоря Иконникова, руководителя отдела катализаторов департамента природоохранных технологий и катализаторов «Хальдор Топсе», они определяют общую эффективность установки, что проявляется в показателях производительности, выбросах диоксида серы и энергетическом балансе технологической системы.

Активным компонентом промышленных катализаторов для производства серной кислоты является пентоксид ванадия, при этом катализаторы имеют также щелочные промоторы и в рабочих условиях представляют собой системы «Жидкая фаза на носителе».

Современные достижения в области активности и форм катализатора предоставляют новые решения для энергосбережения и повышения степени превращения на существующих контактных аппаратах, в том числе и для возможного повышения производительности и уменьшения выбросов.

Директор Galiakotwala Engineering Company Адитья Шет рассказал о проектировании и оптимизации сушильно-абсорбционного отделения современных сернокислотных систем. Данная сернокислотная система включает в себя процесс поглощения воды в сушильной башне и триоксида серы в абсорбционной башне. Оба процесса являются экзотермическими и увеличивают температуру серы, оставшейся в башнях.

Среди использующегося оборудования – насосные емкости, трубопровод, насосы, охладители, распределительные системы, туманоуловители и башни. Правильно подобранная технологическая схема и соответствующий материал дают существенный положительный эффект. Меньшее количество простоев, минимальная площадь участка и уменьшение расхода энергии увеличивают эффективность работы. Чистота достигается за счет минимального образования осадка, производства кислоты высокого качества. Что касается безопасности, то уменьшение количества фланцевых соединений снижает вероятность утечки. Эксперт отметил и экономичность: техническое обслуживание, сведенное к минимуму; хороший срок окупаемости, благодаря хорошо спроектированному оборудованию и правильному выбору сплава.

Михаэль Кеммерих, менеджер по продукту (серная кислота) Qutotec, ознакомил аудиторию с современными технологиями утилизации тепла в сернокислотных цехах. Компания разработала PORS (Plant Operability Reliability and Safety System) – высокоэффективную систему для цифрового управления сернокислотным производством. Модульная конструкция позволяет с легкостью внедрять ее на действующих предприятиях.

«Несмотря на свою важность, вопрос цены на серу, на наш взгляд, не имеет однозначного долгосрочного решения», – подытожил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. По его мнению, гораздо важнее в процессе поиска справедливой цены не упустить кажущийся техническим вопрос транспортировки жидкой серы. Бездействие сейчас приведет к тому, что уже в ближайшем будущем придется решать эту проблему в “ручном режиме”.

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.