Что может заставить расти цены на нефть?

igil

Для того, чтобы нефтяные компании сократили добычу нефти, у них должны быть соответствующие стимулы для этого, поскольку низкие цены на «черное золото» оказывают негативное воздействие на доходы нефтедобытчиков. Однако для некоторых компаний и стран есть смысл оставить объемы добычи на нынешнем уровне, так как они надеются на то, что их конкуренты, не выдержав войны цен, выйдут из нефтяного бизнеса.

Поэтому цены на нефть могут болтаться у «дна» достаточно долго. Однако существует немало факторов, которые в состоянии резко взвинтить нефтяные котировки. И один из них, что, впрочем, вполне ожидаемо, – это изменение геополитической ситуации.

Между тем, этот фактор срабатывает далеко не всегда. Так, например, эксперты нефтяного рынка ожидали, что военные действия в Ливии, которые привели к снижению нефтедобычи, повлияют на цену нефти — в сторону ее повышения. Тем не менее, глобальный рынок нефти на ситуацию отреагировал весьма спокойно — рывка вверх не последовало.

Другой вопрос – реальная угроза мировым поставкам «черного золота». Многие эксперты уверены, что если эта гипотеза начнет приобретать реальные очертания, то нефтяной рынок может буквально взорваться. В данном случае речь идет о Саудовской Аравии, которая может быть вовлечена в войну с исламистами-радикалами.

Пока этот сценарий многим кажется маловероятным. Но приходится помнить, что Саудовская Аравия находится в верхней части списка “Исламского государства”. В смысле дестабилизации политической ситуации в этой стране и захвата рынка энергоресурсов.

У исламистов-радикалов на Саудовскую Аравию, как говорится, имеется «большой зуб» – прежде всего из-за борьбы королевства за свои интересы в Ираке и Сирии. Пока ИГ сильно саудитов не задевают — в прошлом году было всего лишь несколько локальных стычек на границе, а уже в этом году «игиловцы» атаковали пограничников Саудовской Аравии. Причем нападавшими были жители нефтяного королевства. Военное сотрудничество саудитов с США в Ираке и Сирии не очень-то и нравится многим жителям королевства. Потенциально многие из них в перспективе могут пополнить вооруженные ряды исламистов. И взор этих людей, в частности, будет направлен не на Кавказ, а именно на территорию Саудовской Аравии.

В Ираке и Сирии уже тысяч граждан Саудовской Аравии присоединились к ИГ, что заставило саудовские власти прибегнуть к реализации программы “консультирование и оказание помощи” для реинтеграции боевиков в общество. Но согласно данным властей Саудовской Аравии, 12% экс-боевиков снова возвращаются к “террористической деятельности”.

Поэтому нападение 5 января 2015 года на границе было хоть и тревожным, но все-таки сравнительно небольшим предупреждением саудовским властям, которые уже могут допустить ситуацию, что полноценное нападение ИГ на страну возможно. Пусть оно даже будет неудачным, но оно существенно может разбалансировать глобальный нефтяной рынок, ведь это будет означать огромный рост рисков для, пожалуй, одного из самых влиятельных экспортеров нефти.

Можно вспомнить, что сразу же после неудачной атаки “Аль-Каиды” на крупнейший комплекс по переработке нефти в Абкейк стоимость нефтяных котировок увеличилась на 3,4%. И если бы атака оказалась успешной, то цены могли бы взлететь до куда более впечатляющих высот.

Если кто-то думает, что подобное может не повториться и сегодня, то он глубоко ошибается — наоборот, радикальный ислам только крепчает. Во многом его финансовая состоятельность зиждется на продаже энергоресурсов. Поэтому атаку 2006 года нельзя считать чем-то аномальным или неожиданным. Ранее, в 2010 году, в Саудовской Аравии были арестованы 113 членов “Аль-Каиды” – их подозревали в планировании нападений на нефтяные объекты. Сегодня можно с уверенностью сказать, что меньше боевиков не стало, наоборот, их ряды стремительно пополняются.

Сегодня “Аль-Каида” ушла на второй план, власти Саудовской Аравии на эту организацию не смотрят столь серьезно, как прежде, но зато появилось «Исламское государство», чей лидер призвал совсем недавно нападать на королевство, – и нет никаких доказательств того, что добыча Саудовской Аравии не находится под прицелом ИГ, и что ИГ не планирует масштабные нападения на нефтяные месторождения и инфраструктуру этой страны.

Пока атаки исламистов не угрожают напрямую энергоинфраструктуре Саудовской Аравии, но нельзя исключать, что ИГ не рассматривает что-то более серьезное в отношении королевства. Так что, властям Саудовской Аравии расслабляться никак не стоит. К тому же, учитывая немалые финансовые аппетиты ИГ, которое существует во многом благодаря средствам от контрабанды и продажи «черного золота».

Небольшая справка

Контролируемые месторождения приносят ИГ каждый день 25-40 тыс. баррелей нефти, контрабандная стоимость которой составляет порядка 1,2 млн долларов. Далее нефть — все также контрабандой – вывозится в Иран, Курдистан, Турцию и Сирию, где перерабатывается.

Не учитывая доходы от нефтяных месторождений в Сирии, «Исламское государство» получает примерно 3 млн долларов.

Ранее эксперты подсчитали, что «бросовая» цена на нефть ИГ составляла порядка 25 долларов за баррель. Теперь же, когда нефтяные котировки резко пошли вниз, контрабандный баррель может стоить куда меньше — премия за риск взимается большая. Поэтому нефтяные аппетиты «игиловцев» будут расти — им будет нужно больше нефти, что делает более вероятным расширение сферы своего влияния, так как ИГ нужно все больше и больше денег.

С одной стороны, для того чтобы осуществить масштабное вторжение на территорию Саудовской Аравии у ИГ денег сегодня явно не хватает, но с другой стороны, дерзкие радикалы могут пойти на самый неожиданный шаг и доставить кучу неприятностей саудитам. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя избыток предложения нефти в мире все же отчасти смягчит любой рост цен.

Но с уверенностью можно сказать: если стабильности в Саудовской Аравии не будет из-за действий «Исламского государства», то не будет ее и на глобальном рынке нефти.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.