В Нигерии разгорается борьба между радикальны исламистами и правительством за нефть

shellneft

Меньше месяца остается до президентских выборов в Нигерии, но будут ли они признаны законными – большой вопрос, так как огромная часть населения северо-восточного штата Борно, 1,5 млн человек, переместились в другие районы из-за террора, развязанного радикальной исламистской сектой «Боко харам». Причины мятежа авторитетный специалист по нигерийскому исламу, сотрудник кафедры религиозных исследований Кейптаунского университета Андреа Бригалья связывает, однако, не с религией, а с нефтью. Содержание полученного у него эксклюзивного интервью передает турецкое информационное агентство Anadolu Agency.

В сентябре 2012 года Нигерия объявила об открытии значительных запасов нефти на своей территории, примыкающей к озеру Чад, к которому выходят и другие центрально-африканские страны – Чад, Нигер и Камерун. На проведение дальнейшей разведки месторождений на северо-восток, в штат Борно (о наличии нефти в других районах не сообщалось), стали направляться огромные бюджетные средства, освоить которые надлежало госкомпании Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC). Но долго это не продлилось: работы остановились из-за террора, развязанного сектой исламистов «Боко харам» из города Маудугури, административного центра штата Борно, – от его жителей она и получила свое название. Известная еще с 2002 года как одно из ответвлений салафизма, эта секта во главе с ее основателем Мохаммедом Юсуфом отошла затем от остальных нигерийских групп салафизма и преобразовалась в террористическую группировку. Мятеж длится последние пять лет, но самым кровопролитным стал 2014 год, когда «Боко харам» объявила о создании своего «Исламского халифата» в штатах Адамава, Йобе и Борно.

«Нигерийское население многоконфессиональное, но мотивация “Боко харам” сейчас уже никак не связана с религией. Да, в 2010 и 2011 годах имели место нападения на храмы в больших городских центрах. Но город Бага, где были последние массовые убийства и катастрофические опустошения, особенно в пригороде Дорон-Бага, где разрушены 3100 домов, а также Кавури, Менари и Гамбору-Нгала населены почти исключительно мусульманами. Убивали и христиан в некоторых горных деревнях Адамавы, так что это чисто территориальная стратегия. Район проводимых атак совпадает с местоположением богатейших новых запасов нефти, открытых в Нигерии в последние несколько лет. Нельзя исключить, следовательно, что все эти события могут быть связаны с нигерийской борьбой за контроль над нефтью и с политикой, проводимой штатом Борно, где как раз и полыхает мятеж “Боко харам”, – или даже с региональной гео-политикой, в плане контроля над нефтью. И большинство из нескольких тысяч мятежников – это, похоже, как раз наемники», – подчеркивает Андреа Бригалья.

Переход к использованию девочек-смертниц (в Маудугури только на конец декабря было три таких теракта) свидетельствует об отсутствии поддержки у местного населения. «В большинстве мечетей, по крайней мере, в главных мусульманских городских центрах, верующим представляют “Боко харам” как орудие заговора против ислама. Неслучайно, недавняя атака террористов, когда погибли более 120 человек, была проведена в главной мечети города Кано – на мусульманском севере Нигерии штат Кано является одним из старейших и самых престижных эмиратов, и эта мечеть относится к дворцу эмира, обычно ведущего пятничную молитву», – поясняет Бригалья. Эмиром же Кано в июне 2014 года был назначен бывший председатель нигерийского Центрального банка Сануси Ламидо Сануси, сторонник оппозиционной партии.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.