Оценка перспектив «Турецкого потока» продолжается

atur

Новый газопровод можно было прокладывать возле «Голубого потока» к Самсуну, что для России было бы ближе и дешевле, но Турция настояла за побережье Фракии, поскольку Транс-балканского газопровода западной части страны уже не хватает. Россия в свою очередь нашла новые преимущества этого маршрута. Примерно так оценивает перспективы «Турецкого потока» азербайджанский эксперт, корреспондент Strategic Outlook on Russia and Energy Affairs Ильгар Гурбанов.

Понятно, принять правила пресловутого Третьего энергопакета, что «одна компания не может и владеть трубопроводом, и осуществлять по нему транспортировку газа», Москва не могла. В этом случае российская газовая корпорация «Газпром» переставала быть монополистом. Исходя из этого и «Турецкий поток» дойдет лишь до турецко-греческой границы. Раз Греция член Евросоюза, значит, дальнейшее продвижение России (со строительством инфраструктуры) – натолкнулось бы там на те же препоны, что и в Болгарии.

Транс-Адриатический трубопровод (ТАР) тоже связан с поставками газа «со стороны» – от не-члена ЕС Азербайджана. Консорциум, осуществляющий проект ТАР, имеет в нем долю 50%, а остальные 50% оставлены для «доступа третьей стороны» – Third Party Access, или ТРА. Эта предусмотрительная мера избавила консорциум от диктата Еврокомиссии, и это же позволяет «Газпрому» запросить ТРА, чтобы выступить «третьей стороной» и присоединиться к проекту ТАР в качестве еще одного поставщика газа.

Европейские потребители могут покупать российский газ и на турецко-греческой границе, что не противоречит правилам Третьего энергопакета. Как не противоречит им и возможное желание «третьей стороны» построить дополнительную точку входа-выхода на той же границе, где Россия может продавать свой газ и где уже запланировано строительство терминала СПГ, рассчитанного на средиземноморский рынок.

Турция, не входящая в ЕС, не связана правилами Еврокомиссии относительно трубопроводов, проходящих по ее территории. В противном случае ее компании BOTAS и TPAO утратили бы контроль над газораспределительной сетью и другой трубопроводной инфраструктурой. Внедрение «Южного потока» с маневром ТРА («доступ третьей стороны»), то есть без соприкосновения с TEP (Третий энергетический пакет), может значительно укрепить позиции России на центральноевропейском газовом рынке.

Для Турции, кстати, отказ России от прежнего «Южного потока» не был полной неожиданностью. До того как в июне Болгария выступила против и приостановила работы в Варне, еще 1 апреля министр энергетики Танер Йылдыз заявлял, что Турция «готова рассмотреть любой запрос о прохождении линии через свою территорию». :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.