Греция играет на газовых интересах России, Азербайджана и ЕС

alafaz

Вокруг проектов «Южный газовый коридор» и «Турецкий поток» сейчас концентрируются и пересекаются различные финансовые и геополитические интересы. В эту орбиту втянуты многие сделки – одной из них является продажа акций греческой газовой компании DESFA, по которой ведется расследование Еврокомиссии по конкуренции.

10 февраля новый министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис объявил, что национальные корпорации по электроэнергии и по газу DEH и DEPA больше не будут приватизироваться. Это выглядит шагом к осуществлению того пункта предвыборной программы партии Syriza, в котором заявлена «национализация прежних акционерных обществ».

Дочерней компанией корпорации DEPA с 2005 года является госкомпания DESFA, эксклюзивный оператор греческой газотранспортной системы, ответственный за ее эксплуатацию и развитие. В 2013 году азербайджанская госкомпания SOCAR выиграла тендер на покупку основного пакета акций DESFA – 66%. В ноябре 2014 года стало известно, что Еврокомиссия по конкуренции проводит расследование по соответствию данной сделки законодательству ЕС Поскольку SOCAR будет выступать на греческом газовом рынке одновременно и как поставщик, и как продавец. Окончательный срок рассмотрения, намеченный Еврокомиссией на 23 марта, теперь перенесен на 22 апреля 2015 года.

Напомним, что в тендере 2012 года, объявленном DEPA, принимал участие и «Газпром», причем сделал самое выгодное предложение, но Вашингтон и Брюссель, опасаясь усиления российского влияния на юго-востоке Европы, не позволили Афинам отдать DEPA «в руки России». Известно и другое: в этом тендере собиралась участвовать и бельгийская компания Fluxys, оператор природного газа и владелец 16% акций в проекте ТАР, газопровода Греция – Южная Италия. В случае блокирования Евросоюзом сделки по продаже 66% DESFA компания Fluxys намерена купить какой-то пакет ее акций.

Прежнее греческое правительство поддерживало сделку с SOCAR, нынешнее – в лице Лафазаниса – ссылается на финальное заключение Евросоюза, но помимо этого делает и новые заявления относительно проекта ТАР.

«Греция поддержит ТАР, но в той мере, в какой этот проект принесет ей максимальную выгоду», – заявил Панайотис Лафазанис в канун заседания Консультативного совета по «Южному газовому коридору» 12 февраля в Баку.

«Греческие выгоды» разъяснил интернет-ресурс Ekathimerini.com. Это получение доли в проекте ТАР, пересмотр тарифов за транзит газа, скидки от Азербайджана на импортируемый газ и продажа только 49% DESFA, а не 66%. Все это торпедирует будущие перспективы «Южного газового коридора».

«SOCAR готова продать Греции часть своих акций в проекте ТАР, но в настоящее время невозможно снизить цену на азербайджанский газ для Греции. Увеличение тарифных ставок следует переадресовать на уровень Евросоюза», – ответил на это вице-президент SOCAR Эльшад Назиров.

SOCAR входит в консорциум ТАР, но через DESFA Азербайджан может получить долю и в «запасном варианте» – газопроводе Греция – Болгария, в котором DESFA имеет 50% и по которому азербайджанский газ мог бы пойти на север. Кроме того, DESFA владеет также терминалом СПГ Revithoussa, с которым связаны планы по будущему импорту средиземноморского газа.

Азербайджан как участника газовой цепочки «Южный коридор», беспокоит и согласие Греции на транспортировку российского газа от будущего хаба на турецко-греческой границе. Удобным вариантом, скорее всего, окажется IGB, который вполне может стать «болгарской» веткой «Турецкого потока», а в случае возврата к проекту газопровода Турция – Греция – Италия ставится под вопрос уже TAP.

Финансирование ITGI, правда, проблематично в нынешней финансовой ситуации Греции. Но Россия может просто сделать спотовый запрос на TAP – в полном соответствии с регламентом ЕС по «Доступу третьей стороны» к 50% в ТАР, то есть выступая только как поставщик, а не владелец «трубы». Или же построить на турецко-греческой границе дополнительные точки входа/выхода для продажи своего газа.

Играя и с Россией, и с Азербайджаном, Греция хочет через этот «баланс интересов» получить инструмент для баланса собственной энергетической политики, считает азербайджанский эксперт, корреспондент Strategic Outlook on Russia and Energy Affairs Ильгар Гурбанов. :///

 

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.