Пять важных изменений, которые могут перекроить газовую карту Европы

agaz

В газовой сфере с начала года произошло 5 важных изменений – хотя и не таких уж кардинальных, как может показаться первый взгляд, однако способных повлиять на общую конфигурацию энергетических поставок уже в недалеком будущем, считает эксперт по энергетике и корреспондент Natural Gas Europe Серджо Маталуччи.

Первое: Россия и Китай усилили сотрудничество, так что расхожий комментарий «Пекин прагматичен, ему нужны лишь российские ресурсы» уже частично неактуален.

Второе: британская ВР намерена инвестировать в газопровод TANAP, что делает этот проект, который в ЕС считают альтернативным российскому “Турецкому потоку”, более политизированным. Это означает углубление сотрудничества британцев с Азербайджаном и Турцией, но может в перспективе повлиять на тесные отношения BP с Россией, хотя пока не очень понятно, каким образом, отмечает эксперт.

Третье: в конце прошлой недели компания ENI объявила о приостановке выпуска своих акций и уменьшении дивидендов на 28%. Инвестиционные программы на ближайшие 4 года сокращаются на 17% (с разовым уменьшением капиталовложений на 13% в сегменте Upstream). Это текущая тактика, но в плане долгосрочной стратегии ENI подписала с Египтом 4-летний контракт по ресурсным проектам на 5 млрд долларов ( на добычу 200 млн баррелей нефти и 1,3 трлн кубометров газа). В Египте оператором новых месторождений нефти и газа выступает также и ВР, которая рассматривается конкурентом ENI.

Четвертое: Иран и Туркменистан за последние дни заключили 17 сделок, которые могут открыть туркменскому газу путь в третьи страны через иранскую территорию. Две страны – вторая и четвертая в мире по доказанным запасам природного газа – постепенно продвигаются к более тесному сотрудничеству, и это тоже означает несколько иную реальность для нефтегазодобывающей России.

Пятое: становится более понятной доминирующая роль Германии в европейской энергетике. Относительно малая величина немецких энергетических компаний позволяет им быстро приспособиться к новой динамике рынка и усилить свои геополитические интересы.

Итак, к концу года Москва и Пекин подпишут контракт по поставкам газа из Восточной Сибири, подтвердил министр иностранных дел Китая Ван И. «Газпром» объявил о сокращении объемов газа, импортируемого из Туркменистана и Узбекистана, что заставляет эти страны обратить свой взор к другим рынкам – Китая, Евросоюза, Ирана и Турции. На этом фоне Анкара, вероятно, задержит подписание сделки по «Турецкому потоку», чтобы исключить негативный эффект на проект TANAP, в котором турецкая сторона также заинтересована, а значит Турция не хочет ухудшения отношений с Азербайджаном. Для России участие ВР в проекте по строительству TANAP нежелательно, хотя пока сделка все еще ждет «разрешения всех технических вопросов». Россия же в надежде на «Турецкий поток” уже инициировала строительство ветки газопровода в Македонии.

В оценках перспектив «Газпрома» в Европе эксперты расходятся. Сейчас его жесткая политика в отношении цен и распределения “голубого топлива” уязвима, тем более что Европа активно ищет другие источники энергоресурсов, но в долгосрочный период все уравновесится – Европа в конце концов научится пользоваться «инструментами влияния» без такого противостояния, как сейчас, считает Маталуччи.

Германия намерена расширить свое участие в энергетических проектах на юго-востоке Европы, прежде всего в Румынии и Болгарии, а немецкая компания Wintershall усиливает свое присутствие в зоне Персидского залива – в ОАЭ она намерена осваивать месторождение природного газа и газоконденсата Shuwaihat.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.