Financial Times: ЕК намерена решительно разобраться с «Газпромом»

Gaz-Gazoprovod-Gas

Следователи Евросоюза осенью 2011 года провели масштабный антимонопольный обыск в офисах «Газпрома», которые расположены в 10 странах ЕС. Это был первый шаг Брюсселя, который, опираясь на свои законы, намеревался остудить коммерческий пыл “газового гегемона” Европы. Однако Москва тогда не сильно обеспокоилась по этому поводу: у антимонопольных органов Евросоюза нет полномочий на арест имущества и активов, а само дело российского газового монополиста неспешно поплыло по течению, пишет Financial Times.

Основное обвинение «Газпрому» состояло в том, что компания воспользовалась своим влиянием, чтобы диктовать цены европейским потребителям – например, Литва, покупала российский газ на треть дороже, чем Германия. Но формально обвинения так и не были выдвинуты. Однако после смены членов Еврокомиссии дело получило новый импульс: в марте вице-президент комиссии по энерговопросам Марош Шефчович сообщил, что до начала рассмотрения данного дела осталось немного.

Маргрет Вестагер, еврокомиссар по вопросам конкуренции, сказала, что она пока ограничится лишь прогнозами о дате предъявления обвинений, чтобы дать “Газпрому” возможность самостоятельно урегулировать претензии.

Но, несмотря на это, комиссия заверила в неотвратимости предъявления обвинений в ближайшее время. По мнению Алана Райли, профессора права из Лондонского городского университета, схватка с «Газпромом» может быть «решающим антимонопольным делом десятилетия».

«Комиссия жаждет крови, а русским надо отстаивать собственное достоинство. Поэтому все очень сложно», — комментирует Алан Райли.

Россия может закрутить вентиль, а в некоторых европейских странах зависимость от российского газа составляет почти 100%. Но Маргрет Вестагер настаивает на том, что она не будет координировать со странами сроки обвинений, несмотря на ответную реакцию РФ.

«Если только мы сделаем это, мы сразу же политизируем данное дело», — говорит еврокомиссар.

Угроза штрафа, который может получить “Газпром” – до 10% от выручки компании. Это лишь усилит недовольство России и ее претензии к Евросоюзу, поскольку любые штрафы Москва расценивает как стратегическую угрозу своей экономике, пишет издание. Но все же есть вероятность того, что именно это заставит «Газпром» пересмотреть методы ведения бизнеса. Ведь многие страны Восточной Европы считают себя обиженными ценовой политикой «Газпрома», который самовольно назначает цены — традиционно они высоки для Прибалтики и относительно низкие для своих бывших сателлитов, а также “старых партнеров”, пишет Financial Times.

Что касается претензий Евросоюза, то тут есть надежда на будущее урегулирование, поскольку «Газпром» уже подавал ряд сигналов о своей готовности пойти на уступки по некоторым спорным вопросам – например, вопросу, который связан с конечным пунктом назначения поставок. К слову, эта проблема сильно мешала перепродаже газа третьим странам, а также реверсным поставкам, например, на Украину. ЕС также умерил свою хватку в противостоянии с Россией и в вопросе практики действий, исключения конкурентов из поставок и жалоб восточноевропейских стран на то, что Москва угрожает им повысить цены, если те начнут создавать инфраструктуру для покупки газа у конкурентов. Но поскольку РФ в конце 2015 года отказалась от «Южного потока», то Брюссель надеется, что «Газпром» проявит готовность договориться об участии в поставках третьих сторон.

Правда, другая претензия, касающаяся обвинений в спекулятивном ценообразовании, вызовет самые большие споры. Тут на кону стоит принцип работы газовой компании, состоящий в индексировании стоимости газа с привязкой к ценам на нефть. Однако Москва уже предупредила Еврокомиссию (ЕК), что переход к спотовым ценам, на чем настаивает ЕК, может вызвать серьезный рост цен на “голубое топливо”.

Пока же нет признаков, что РФ откажется от привязки к нефтеценам, и трудность для комиссии заключена в том, что существует весьма немного правовых механизмов, способных регулировать это, пишет Financial Times.

Но возродить антимонопольное дело в Европе очень хотят, поскольку кое-кто в ЕС полагает, что от того, сумеет ли ЕС наложить значимый штраф на “Газпром”, будет зависеть авторитет союза, которому, как ни крути, нужно наказать нарушителя европейского законодательства.

Но даже в случае, если российская компания будет признана виновной, неизвестно, подчинится ли Москва решению суда? Это большой вопрос, на который многие в ЕК пока предпочитают не отвечать, так как пока не очень понятно, что предпримут еврочиновники, если “Газпром” откажется выполнять их требования. К отказу от российского газа Европа пока не готова.

А бывший участник переговоров с «Газпромом» чешский представитель по вопросам энергобезопасности Вацлав Бартушка утверждает, что в этом деле есть принципиальный момент.

«Мы говорили о необходимости провести серьезное расследование деятельности этой российской компании даже тогда, когда многие европейцы смотрели на Россию через розовые очки. Такая необходимость сегодня становится еще более актуальной. Мы считаем, что каждый желающий иметь доступ к рынку ЕС обязан выполнять правила Евросоюза. Хотите играть по другим правилам? Отправляйтесь в другое место», – завил Бартушка, не уточнив при этом, что будет делать Европа в случае, если не захочет играть по правилам российской стороны.  Одним словом, “газовое противостояние” сегодня только набирает обороты, а его финальная часть остается тайной за семью печатями для всех участников данного процесса, которые искренне убеждены в своей правоте. :///

 

1 комментарий

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.