Схватка над “Турецким потоком”

Ujni potok Turezkii potok

Замминистра финансов России Сергей Сторчак сообщил накануне, что Греция, вероятно, не сумеет привлечь российские средства для строительства своей части «Турецкого потока». В этом контексте возникает вопрос: а будет ли вообще реализован этот новый российский проект – уж больно много у него откровенных влиятельных недоброжелателей?

Сторчак считает, что у программы, которую реализует Международный валютный фонд с Грецией, могут быть ограничения на суверенное заимствование, а крупнейший кредитор может установить свои рекомендации по «кредитным рынкам».

«У Греции крупнейший кредитор – ЕС, и соответственно этот кредитор наверняка заложил барьеры на пути(внешних заимствований – ред.)», – высказал свое мнение Сторчак.

Ранее греческий министр производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Панайотис Лафазанис сообщил, что Греция не собирается отказываться от реализации на своей территории газопровода «Турецкий поток».

В конце прошлого месяца премьер-министр Греции Алексис Ципрас в интервью телеканалу Star TV рассказал, что Афины могут получить от России до 3 млрд евро аванса, если заключат соглашения о строительстве через территорию страны транзитного газопровода для поставки российского «голубого топлива» в Европу, передало агентство Bloomberg.

Об этом же сообщали и немецкие СМИ: аванс Афин в рамках с контракта с Москвой по “Турецкому потоку” составит до 5 млрд евро. Однако тогда пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков эти слухи не подтвердил.

Тем не менее, 7 мая пресс-служба Кремля сообщила, что российский президент Владимир Путин в ходе телефонного разговора подтвердил Алексису Ципрасу готовность России рассмотреть вопрос о предоставлении финансирования компаниям Греции для участия в проекте «Турецкий поток».

Во время своего майского визита в России президент Сербии Томислав Николич в эксклюзивном интервью «Интерфаксу» дал понять, что реализация «Турецкого потока» на территории Сербии невозможна. Сербскую сторону очень расстроило то, что она должна сама финансировать строительство участка трубопровода и не станет транзитной страной, как предполагалось ранее, а будет покупать газ как обычный потребитель без льготных условий, которые намеревалась получить как транзитная страна.

«Совсем недавно в рамках «Южного потока» Белграду предлагались иные условия. Речь шла о создании совместной с «Газпромом» компании, которая построит трубопровод на территории Сербии, при этом финансирование проекта планировалось осуществлять в рамках российского кредита, который потом будет гаситься от транзитных доходов. То есть, фактически Сербия получала новый газопровод и транспортный узел на своей территории без каких-либо существенных затрат со своей стороны. Плюс к этому в перспективе страна стала бы получать существенную прибыль от транзита, а параллельно и газ по привлекательной цене», – отмечает директор Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин в своем интервью АиФ.

Одним словом, Сербия в случае реализации «Турецкого потока» не сможет получать деньги за транзит, а газ по привлекательной цене.

Что теряет Россия в случае отказа Сербии от «Турецкого потока»? По мнению Кулагина, не очень много, поскольку в случае с Сербией речь идет о поставках для внутреннего потребления, а не для транзита, Сербия и так будет покупать газ тем или иным маршрутом.

«В «Южном потоке» Сербия действительно была важным транзитным звеном. А сейчас такую разветвлённую систему газопроводов, как «Южный поток», создавать не планируется. Благодаря договоренностям с Грецией появляется возможность поставить газ не только к границе Евросоюза, но и глубже. А другим странам придется забирать этот газ на границе с Грецией», – считает он.

Но сегодня уже становится очевидным, что и с Грецией не все так просто. И в этом свете становится понятно, что, похоже, и российская сторона уже более спокойно ко всему относится и не будет повторять прежних ошибок, когда политическая составляющая «Южного потока» просто зашкаливала: кто хочет участвовать — пусть участвует и получает дополнительный источник газа, повышает безопасность своего энергоснабжения, кто не хочет — не участвует. Полностью повторять путь «Южного потока» для России весьма опасно, приходится выстраивать новые правила игры, в которых вовлеченные в проект страны должны понимать свою ответственность за то, что они будут делать, включая и финансовую составляющую.

И «Газпрому» уже не обязательно брать всю нагрузку на себя, поскольку такая политика верна, так как в текущих условиях повторять историю с «заигрываниями» со всеми странами, как это было при строительстве «Южного потока», – пустая трата времени. Да и результат наверняка будет разочаровывающим: российская сторона потратит немало усилий, времени и финансовых средств, а в итоге пригорюнится у разбитого корыта.

Недавно «Газпром» заявил, что морскую укладку «Турецкого потока» на мелководном участке планируется начать уже в июне текущего года. Пока риторика в российском газовом холдинге прежняя: «Турецкий поток» станет единственным маршрутом для поставок 63 млрд кубометров «голубого топлива», которые в настоящее время идут транзитом через территорию Украину.

Первая нитка “Турецкий поток” из России на запад Турции должна заработать в конце 2016 года, утверждают в «Газпроме», однако турецкая сторона не столь оптимистична в своих прогнозах.   :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.