Урок истории немецким властям: Греция и Германия в 1953 году

Grezia Germania

Оказывая давление на Грецию Германия игнорирует собственную историю, так как «экономическое чудо» ФРГ оказалось возможным лишь благодаря списанию долгов этой “прозападной” части Германии в 1953 году, напоминает корреспондент немецкой газеты Süddeutsche Zeitung Ульрих Шефер.

Меркель, Шойбле и Штайнмайер заняли солидарную позицию – в переговорах с Грецией речь идет якобы лишь о деньгах, о ситуации «здесь и сейчас», вроде того, насколько вырастет подоходный налог с отелей на Крите или Корфу. И греческое правительство Алексиса Ципраса точно и правильно затронуло «болевую точку» – в борьбе, развернувшейся вокруг Греции (как, впрочем, и в других европейских вопросах), речь идет об исторической ответственности Германии в Европе. И для самой Германии забывать об этом – слишком опасное недомыслие.

Дело не только в репарациях за прямой ущерб, нанесенный Греции немецкими войсками во Второй мировой войне. Хотя сам тон, каким Германия в одностороннем порядке заявила о том, что «этот вопрос необсуждаемый», был оскорбителен для Греции. Так говорят «с позиции сильного» – демонстрируя слабость противника. И никто не хочет перенести на Грецию одну историческую аналогию, указывает автор публикации, хотя, по его мнению, сделать это вполне правомочно.

Спустя несколько лет после войны – после всех преступлений фашисткой Германии – при заключении соглашения по ее долгам в 1953 году в Лондоне американцы и европейцы пошли навстречу молодой Федеративной республике Германии. Представители 20 стран и немецкий банкир Герман Йозеф Абс, позднее глава Deutsche Bank (членом совета директоров DB он был в 1938–1945 годах), подписали соглашение, по которому с Германии сняли более половины ее до- и послевоенных долгов – ни много ни мало 15 млрд марок. Кредиторы были убеждены, что в противном случае экономика этой страны не встанет на ноги, и тогда возврат денег будет вообще под вопросом. Без этого «прощения долгов» в ФРГ не было бы ни экономического чуда, ознаменовавшегося экономическим подъемом, ни экспортного бума 1950–1960-х годов.

Абс выторговал в 1953 году еще кое-что, а именно: вопрос выплаты Германией репараций государствам, пострадавшим во Второй мировой войн, был отложен до заключения формального мирного договора. И его нет и поныне, он был сознательно обойден 25 лет назад, в переговорах «2 плюс 4», когда решался вопрос объединения Германии. Напрочь отметается греческое требование о репарациях за ущерб во время Второй мировой войны: именно на эти соглашения ссылается германская сторона, говоря, что «для этого нет юридической основы».

Если юридически и можно аргументировать жесткую позицию немецкий властей, то политически она предстает неубедительной – и по репарациям, и по реструктуризации долга. И канцлеру Меркель, и министру финансов Шойбле стоило бы вспомнить, что значила для их собственной страны уступка со стороны стран-кредиторов, сделанная 62 года назад.

«С урегулированием долгов Федеративная республика Германии не только восстановила свою кредитоспособность, но этому государству мир снова начал доверять», – вспоминал спустя годы о лондонском договоре Герман Йофеф Абс.   :///

 

1 комментарий

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.