DW: запасы сланцевой нефти России огромны, но пока они ей не нужны

Slanzi-Gaz-Uzovskoe-Juzovskoe

В России огромные запасы сланцевой нефти, однако, несмотря на истощение зрелых месторождений, активизировать ее добычу страна не может. Почему – попыталась разобраться корреспондент немецкого издания DW.

Ресурсная база традиционных российских запасов нефти и газа позволит добывать сегодняшние 500 млн тонн нефти ежегодно лишь 5-7 лет, делает прогноз Институт геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ). Затем нефтедобыча будет сокращаться быстрыми темпами. Изменить ситуацию могли бы помочь российские трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ), которые, например, находятся в баженовской свите. Но пока их разработка ведется ни шатко ни валко. Также эксперты не ждут в среднесрочной перспективе и ускорения в освоении уникальных российских сланцевых залежей, пишет DW. Почему?

Согласно данным Управления энергетической информации США (EIA), РФ занимает лидирующую позицию в мире по запасам сланцевой нефти: мировые извлекаемые запасы сланцевой нефти оцениваются в 345 млрд баррелей, из них на долю РФ приходится 75 млрд. США находятся на втором месте — запасы этой страны оцениваются в 58 млрд баррелей, далее следует Китай – 32 млрд баррелей.

Главная ресурсная база сланцевой нефти в России – баженовская свита, где сосредоточена группа нетрадиционных содержащих нефть пластов горных пород. Месторождения находятся на территории в приблизительно миллиард квадратных километров в Западной Сибири. Изучение баженовской свиты началось еще во времена СССР, в 1960-е годы, однако до сих пор имеющихся данных не хватает для того, чтобы определить точный объем этих ресурсов.

По оценке американских экспертов, технически извлекаемые запасы баженовской свиты составляют порядка 74,6 млрд баррелей, а геологические ресурсы превышают 1 трлн баррелей. Российская наука располагает иными данными. Самая оптимистичная оценка баженовской свиты дается завкафедрой геологии, нефти и газа Тюменского нефтегазового университета Иваном Нестеровым, который утверждает, что геологических запасов в этом регионе 140 млрд тонн, что более 1 трлн баррелей. Согласно данным ученых Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.А. Трофимука, на баженовскую свиту приходится 18-60 млрд тонн извлекаемых ресурсов — это примерно 131-440 млрд баррелей нефти.

Тем не менее, отмечает издание, этот гигантский потенциал сегодня практически не востребован в России, поскольку на баженовской свите добывается всего около 500 тыс тонн нефти (3,7 млн баррелей) ежегодно, тогда как если сравнить показатели США, то в 2014 году, согласно данным американского департамента энергетики, в Штатах было добыто 234 млн тонн сланцевой нефти. C 2011 года, с момента активной фазы сланцевой революции, США увеличили нефтедобычу на 175 млн тонн. Что касается России, то этот показатель за аналогичный период гораздо меньше – всего на 8 млн.

По мнению некоторых экспертов, если не будут активизированы работы по разработке ТРИЗ в России, то добыча начнет стагнировать, а затем будет и вовсе сокращаться. Руководитель дирекции по научной работе ИГиРГИ Евгений Грунис полагает, что активных запасов «черного золота» в России хватит на 5-7 лет, если все останется так, как есть сегодня.

Он считает, что удержать установившийся уровень нефтедобычи в долгосрочной перспективе, в течение 15-20 лет, поможет только ответственный подход к недропользованию – достоверная оценка нефтяных запасов, увеличение коэффициента нефтеотдачи на действующих месторождениях, активизация геологоразведки, участие государства в подготовке запасов.

Немецкое издание напоминает, что залогом успеха сланцевой революции в США стало сочетание целого ряда факторов: высоких цен на нефть,свободной (либеральной) модели рынка, развитой инфраструктуры, наличия водных ресурсов, технологий и техники.

“В мире сланцевую нефть добывают всего четыре страны – США, Канада, Россия и Китай. А успех пришел только к североамериканцам”, – отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, по мнению которого сланцевую революцию в США сделали мелкие компании – в нефтегазовом сегменте США их работает примерно 10 тысяч.

“После того, как догадались одновременно применить две технологии (гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение), стало добываться много сланцевого газа, а затем и нефти. Гидроразрыв подразумевает закачку воды, в Северной Америке ее хватает, а вот у Китая воды нет, поэтому повторить американский успех ему не удалось”, – разъясняет ситуацию Юшков.

По его мнению, большую роль в “сланцевом успехе” в США сыграло и то, что в Америке хорошо развит рынок аренды буровых установок – никакого дефицита техники нет: сланцевые скважины долго не живут, поэтому компании, добывающие сланцевые углеводороды,обычно берут технику в аренду — это выгоднее.

Что касается России, то здесь ситуация иная: техники, например, для горизонтального бурения, явно мало, отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании “Церих Кэпитал Менеджмент” Николай Подлевских. А после введения западных санкций российским недропользователям приходится искать замену импортным агрегатам, поскольку наладить производство собственных аналогов можно, но произойдет это не так быстро.

Остается проблема и с технологиями. DW цитирует слова директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолия Дмитриевского, который отмечает, что российская и американская сланцевая нефть совсем не одинаковы, поэтому даже американские технологии не подойдут для извлечения российской сланцевой нефти.

“Для баженовской свиты не подходит многостадийный гидроразрыв, и все технологии, которые сейчас пробуют, не тянут”, – резюмирует академик.

Нет на баженовской свите и соответствующей инфраструктуры. Так, Подлевских отмечает, что в США за разработку сланцевых углеводородов могли взяться многие мелкие компании, так как для этого были созданы транспортные условия – многократно увеличились перевозки нефти по ж/д и автодорогам. В России же такая инфраструктура отсутствует, нет и разветвленной сети трубопроводов в районе залегания сланцевой нефти.

А снижение цен на нефть в последний год и вовсе ставит крест на добыче сланцевой нефти в России, добыча на “трудных” месторождениях становится попросту нерентабельной. Подлевских считает, что активная разработка баженовской свиты начнется не раньше, чем цены на «черное золото» вернутся к 100-долларам за баррель. И пока это не произойдет, “компании будут изображать кипучую деятельность, но их приоритетом будут оставаться традиционные, пусть и истощаемые, месторождения”, уверен эксперт.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.