У Европы нет другой альтернативы российскому газу, кроме СПГ

SPG Tanker

В Европе есть структурный газовый дефицит, и единственный метод его ликвидации – поставки СПГ. Такое мнение высказал в своей статье главный редактор издания Platts Energy Economist Росс Маккрэкен. Нравится Евросоюзу или нет, но краткосрочной перспективе не существует другого способа диверсифицировать поставки газа.

За почти десятилетие, прошедшее с украинского газового кризиса 2006 года, безопасность газоснабжения Европы значительно повысилась. Но эта сфера все равно остается уязвимой, не в последнюю очередь из-за зависимости от российского газа, которая выросла в результате снижения объемов импорта из Северной Африки.

Российские рынки за это время разделились на три сектора. Во-первых, старые рынки. Это территория бывшего Советского Союза и Юго-восточная Европа. Здесь Россия может диктовать условия, обладает высокой степенью контроля над транзитом и потреблением. Тем не менее, перспективы роста этого рынка ограничены.

Во-вторых, враждебные рынки. В Восточной Европе, включая страны Балтии и Украину, крепнут связи с Западной Европой и, как следствие, появляется возможность импортировать СПГ. Все больше и больше покупателей в Восточной Европе рассматривают возможность использовать альтернативные маршруты поставок газа. Это – область потенциального роста спроса, но в то же время рынок, на котором Россия сталкивается с увеличивающейся конкуренцией.

И, в-третьих, конкурентные рынки Западной Европы. События последнего времени создают угрозу дальнейшему российскому проникновению на западноевропейские газовые рынки. Однако эта угроза снижается благодаря заинтересованности конкретных стран-потребителей в строительстве газопровода «Северный поток-2», который будет доставлять российский газ непосредственно в Германию. Враждебность восточноевропейских государств означает, что Россия теперь больше зависит от Западной Европы, чем перед новым украинским кризисом.

И вот здесь на сцену выступает сжиженный природный газ. Так, например, Польша получит осенью этого года регазификационный терминал на балтийском побережье. А аналогичный терминал в Литве будет готов в декабре. В результате, Польша к 2020 году будет получать 22 млрд кубометров нероссийского газа в год и уже сейчас налаживает энергетические связи с Чешской Республикой, Словакией, Литвой и Украиной.

Правда, будет ли этот потенциал в полной мере реализован, зависит, прежде всего, от цены на газ. Ее будут определять три фактора: внутренние европейские цены, стоимость газопроводного импорта, на которую пока что влияют цены на нефть, и СПГ, где нефтяные цены еще долго будут играть существенную роль.

Данные Platts Energy Economist свидетельствуют, что внутренние цены на газ в Евросоюзе и цена на СПГ значительно выше, чем цена российского газового импорта в Восточную Европу. Но поскольку рынок СПГ, как ожидается, будет довольно гибким, у покупателей должны появиться рычаги воздействия на «Газпром». В частности, речь идет о сокращении контрактных сроков и большей гибкости в объемах закупок.

Очевидная долгосрочность контрактов на поставку газа по трубопроводам, а также слишком медленная диверсификация газового рынка означают, что изменения будут постепенными. Но уже сейчас понятно, что условия для роста конкуренции сложились. И никакие сиюминутные колебания рынка не помешают планомерному поступательному движению в выбранном направлении. :///

 

1 комментарий

    Оставить отзыв

    Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

    Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.