Польские СМИ: энергетический шантаж России дорого обойдется

SPG_terminal_svin

Нефтепорт в польском Гданьске в настоящее время используется преимущественно для реэкспорта российских углеводородов, которые Польша покупает. Российская нефть отвечает требованиям польских НПЗ — к тому же она еще и дешевле. В случае возникновения конфликтной ситуации с российскими поставщиками сырья, поляки могут воспользоваться своим нефтепортом для покупки более дорогой нефти, поскольку это может послужить безопасности страны. Но стоит ли доводить ситуацию до такого финального завершения давних российско-польских отношений? На эту тему рассуждает Войчех Якубик из польского издания Forsal.

Автор публикации также отмечает, что по сценарию отказа Польши от российского газа может работать и местный СПГ-терминал – газопорт в Свиноуйсьце.

По его словам, российские компании имеют большую заинтересованность в том, чтобы их сырье продолжало перерабатываться на предприятиях компании PKN Orlen, поскольку они делают это эффективнее всех в регионе.

«В первом полугодии 2015 года россияне поставили за границу 120,512 млн тон нефти. Если принять предположение, что к концу года этот объем удвоится, они экспортируют в итоге 240 млн тонн. Но прибыль от экспорта падает из-за роста стоимости доллара по отношению к рублю. В первые шесть месяцев года россияне заработали 48,102 млрд долларов, то есть на 1,7 меньше, чем за такой же период 2014 года», – пишет Якубик.

Сегодня ситуация несколько изменилась, пишет автор статьи: российские предприятия избрали стратегию наращивания объема экспорта, чтобы сохранить прибыль при снижении стоимости углеводородного сырья. Западные санкции также мешают реализации планов по сохранению объемов добычи – поэтому Польша для России остается ценным клиентом, делает вывод Якубик.

«По данным Польской организации нефтяной промышленности и торговли, в 2014 году мы переработали 26,5 млн тонн нефти, и больший объем составляла российская смесь REBCO. Получается, что примерно одна десятая экспорта из России попадает в Польшу», – отмечает автор, задаваясь вопросом: может ли Польша благодаря этому шантажировать россиян?

Теоретически, отмечает автор публикации, может, хотя тут же добавляет, что лучше этого не делать, так как «кроме нездорового удовольствия», никаких плюсов от этого не будет, а вот потери могут оказаться достаточно существенными.

«Угроза энергетического шантажа со стороны России — это основной повод, по которому Евросоюз активизировал работы, направленные на интеграцию энергетической политики и уменьшение зависимости от поставок углеводородов, в том числе нефти, из Российской Федерации. Очередные газовые войны на Украине и малый газовый кризис прошлого года стали факторами, которые подстегнули деятельность ЕС», – пишет автор, отмечая при этом, что зависимость Европы от России в газовой сфере оказывается более сильной, чем от поставок нефти.

И приходит к вполне логичному выводу: энергетический шантаж со стороны Польши навредит ей самой. По его словам, на Украине периодически звучит идея, что Киев в крайнем случае может взорвать свои газопроводы, чтобы лишить Россию доступа к газовому рынку Европы, но эффект от таких заявлений скорее обратный, так как такие заявления лишь подталкивают Еврокомиссию к сотрудничеству с Россией, поэтому вопрос по расширению газопровода «Северный поток», новому альтернативному маршруту поставок газа в Европу в обход Украины, может произойти максимально быстро.

«На самом деле, россияне стремятся экстраполировать свою непредсказуемость на таких соперников, как Украина, и, наверняка хотят сделать то же самое с Польшей. Поэтому они, например, говорят о том, что украинцы воруют газ», – делает неожиданный вывод автор, утверждая, что Москва старается поставить под вопрос надежность транзитных государств, чтобы получить согласие Брюсселя на их игнорирование в энергетических отношениях с Западной Европой.

«Самым большим успехом в этой сфере стал именно «Северный поток», который идет в обход Украины и Польши», – негодует автор, призывая транзитные странам сохранить свой надежный имидж, поскольку в противном случае Еврокомиссия не станет орудием для защиты интересов более слабых членов Евросоюза от порывов его сильных членов, которые часто заинтересованы в сохранении особого статуса во взаимоотношениях с Россией.

Якубик призывает поляков к спокойствию и не прибегать к энергетическому шантажу, чтобы Брюссель не начал действовать вразрез польским интересам, которые, конечно же, находятся в противоречии с «нецивилизованной энергетической политики России».

Он призывает Польшу, которая до сих пор была достойным доверия партнером в энергетических отношениях, не лишать себя доброго имиджа и не «вставать в один ряд с непредсказуемой Россией».

«Достаточно того, что в сфере климатической политики нас уже выставили безумцами, носящими в петлице кусок угля, что мешает Варшаве предметно отстаивать свою точку зрения в контексте все более далеко идущих требований», – пишет автор статьи.

«Конечно, Россия должна быть заинтересована в хороших отношениях с польским нефтяным сектором, поскольку у него уже есть альтернативные поставщики. В свою очередь, российским компаниям нужно как можно больше рынков сбыта, чтобы продавать дешевеющее сырье в как можно большем объеме. Но по тем же самым причинам значение Польши как транзитного государства для российской нефти может снизиться», – делает неутешительный для Польши вывод Якубик.

По его словам, современный мировой рынок энергоресурсов достаточно хорошо сбалансирован. Импортеры могут легко получить нефть танкерами, а экспортеры так же легко могут находить новых клиентов. В связи с замедлением европейской экономики Якубик прогнозирует дальнейший кризис нефтеперерабатывающей отрасли Европы, а Польше, как, впрочем, и всем другим европейским странам, – еще большую зависимость от импорта нефти, даже если «черное золото» в меньшем объеме будет поставляться из России.

«Итог краток: да, теоретически Польша может прибегнуть к энергетическому шантажу россиян, но на практике этого нельзя делать ни в коем случае, – резюмирует автор публикации. – К счастью, в связи изменениями на рынке заниматься шантажом нам не придется: нефть все реже служит орудием политики, и все больше становится просто товаром, в котором мы будем и дальше нуждаться».

Но так ли это на самом деле, задаются вопросом многие эксперты? По мнению многих из них, нефть и газ как были, так и остаются политическим оружием — причем далеко не всегда направленным со стороны производителя энергоресурсов.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.