Эксперт: в будущем ОПЕК станет гораздо нужнее, чем сейчас

OPEC_zdaniye

Конфликт внутри Организации стран-экспортеров нефти никак не утихает, однако при этом он абсолютно не угрожает самому существованию картеля. Как передает Bloomberg, жалобы Венесуэлы и Алжира поднимают вопрос о том, почему некоторые участники ОПЕК остаются в организации, если им так плохо в ней?

Сначала немного статистики. Из 1,7 трлн баррелей, которые пока остаются в недрах планеты, 1,2 трлн, или 70%, находятся на территории стран-членов ОПЕК. У Венесуэлы и Саудовской Аравии 18% и 16% соответственно, у Ирана и Ирака – по 9%.

«Взгляните на нефтяные перспективы в следующие 10, 20, 30 лет. Ведь именно страны ОПЕК будут обеспечивать большую часть роста производства, чтобы удовлетворить растущий же спрос, – говорит бывший Генеральный секретарь ОПЕК Аднан Шихаб-Элдин. – Если бы ОПЕК не существовала, то ее нужно было бы придумать, потому что этот картель понадобится в будущем намного больше, чем был нужен в прошлом для координации добычи».

Цены на нефть очень часто были яблоком раздора между странами Персидского залива с одной стороны и Алжиром, Ираном, Ираком, Ливией и Венесуэлой с другой.

«Венесуэла, например, просто вынуждена придерживаться стратегии низкого производства и высоких цен, так как она не может привлечь инвестиции, чтобы повысить добычу», – говорит Карлос Росси, президент консалтинговой фирмы EnergyNomics (Каракас).

А Саудовскую Аравию вполне устраивают низкие цены, поскольку они поддерживают глобальный рост с одной стороны, а с другой – дают стране намного больше влияния в мире, чем заслуживает фактический размер ее экономики.

«Экономика Саудовской Аравии размером с экономику штата Иллинойс, – говорит Эд Морзе, исполнительный директор Citigroup Global Markets. – Однако она сидит за одним столом с Китаем, Евросоюзом, Японией и США благодаря своей роли крупнейшего производителя нефти».

Добыча Саудовской Аравией составляет около 10,5 млн баррелей в день – выше, чем когда-либо. И у королевства при этом еще есть запас более чем в миллион баррелей в день. Другие члены ОПЕК качают меньше нефти, поскольку их проекты развития производства были пущены под откос или отсрочены политическими или общественными конфликтами. Так, Венесуэла производит 2,5 млн баррелей в день против 3,7 млн в 1970 году, Алжир и Нигерия находятся в том же положении.

«ОПЕК напоминает большую семью, где дети ссорятся, но не могут обойтись друг без друга, – говорит Карин Нейсль, преподаватель энергетической политики в Венском университете и автор книги «Энергетический покер». – Они знают, что в долгосрочной перспективе им выгоднее оставаться вместе, и даже те, кто все же ушел из организации, теперь в нее возвращаются».

Индонезия добровольно приостановила свое членство ОПЕК в 2009 году, когда ее производство уменьшилось до такой степени, что она должна была импортировать нефть. Однако 4 декабря она вернется в картель в качестве единственного участника, который не является чистым экспортером нефти.

«Преимущества пребывания в картеле безусловно перевешивают издержки членства, – отмечает Хасан Кабазард, генеральный директор Kuwait Catalyst и бывший руководитель департамента исследований в ОПЕК. – Ведь вы получаете непосредственный доступ к данным о рынке, исследованиям и вообще любой информации, которая может затронуть рынок».

А Карл Ларри, глава отдела исследований нефтегазового рынка во Frost & Sullivan, дает Венесуэле совет: «Или оставайтесь в ОПЕК, но подчиняйтесь общей стратегии, или уходите из ОПЕК и будьте собой». :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.