Избавиться от долларовой зависимости хотят многие, но делать этого не станут

Biznes

Уже более 70 лет доллар является основной валютой мира. Несмотря на многочисленные разговоры о подъеме юаня или евро, превосходство доллара пока остается бесспорным.

Но ситуация может достаточно быстро измениться, так как господство «американца» имеет не такой уж и прочный фундамент, однако, что гораздо хуже, альтернативные резервные валюты также далеки от того, чтобы сменить доллар. Поэтому переход к более безопасному экономическому порядку – процесс длительный и трудный.

Десятилетия мощь экономики США оправдывала доминирующую позицию доллара, но в последние годы разрыв между экономическим весом США и их финансовыми возможностями растет.

В настоящее время на США приходится 23% глобального ВВП и 12% международной торговли товарами. Причем порядка 60% мирового промпроизводства и примерно такая же доля населения планеты фактически «живут» в долларовой зоне, поскольку валюта этих стран привязана к доллару или определенным образом коррелируется с ним.

Доля компаний США в общем объеме международных корпоративных инвестиций уменьшилась с 39% в 1999 году до 24% на текущий момент, хотя влияние финансовых «акул» Уолл-стрит на динамику рынков мира сейчас заметно выше, чем прежде. Американские фондовые менеджеры управляют 55% мировых активов, тогда как еще лет десять назад этот показатель составлял несколько меньшую величину – 44%.

Растущий разрыв между экономикой США и финансовой мощью создает проблемы для многих стран – причем не только в долларовой зоне, но и за ее пределами. И все это происходит потому, что стоимость долларового доминирования начинает перевешивать выгоду, отмечает британский журнал The Economist.

Другим экономикам приходится выдерживать достаточно резкие колебания конъюнктуры. Это заметно даже по тому, что в последнее время даже перспектива небольшого изменения процентной ставки в США привела к существенному оттоку капитала из развивающихся рынков, ощутимо ударив по местным валютам и ценам на активы. Решения ФРС США отражаются на офшорных долгах и вкладах в долларах, общим размер которых составляет порядка 9 трлн долларов.

И поскольку многие страны имеют привязку своих валют к доллару, то их ЦБ должны соответственно реагировать на действия ФРС. Нерезиденты США владеют 20-50% гособлигаций в местной валюте в таких странах, как Индонезия, Малайзия, Мексика, Южная Африка и Турция: они, вероятно, покинут развивающиеся рынки, как только ФРС начнет повышать ставку.

Другая проблема – отсутствие какого-либо ограничителя для офшорной долларовой системы в случае кризисной ситуации. Во время кризиса 2008-2009 годов ФРС очень неохотно пошла на помощь, выступив как кредитор последней инстанции, – предоставила 1 трлн долларов иностранным финансовым институтам. Сегодня никто не гарантирует, что ситуация не повторится, одна понадобиться уже куда большая сумма.

Сегодня в офшорных зонах находится почти в два раза больше средств, чем в 2007 году. К 2020 году объем этих средств может казаться сравним по размеру с банковским сектором США. При этом американский Конгресс уже давно выражает недовольство практикой «скорой помощи» – экстренного кредитования со стороны ФРС. Неровен час, что при наступлении очередного кризиса план ФРС по выпуску , грубо говоря, глобального объема денег столкнется с наложенным Конгрессом ограничением.

Пока не очень понятно, как долго другие государства готовы мириться с зависимостью своих финансовых систем с раздробленной и давно показывающей признаки инфаркта политсистемой США, что в итоге ведет к возникновению еще одной проблемы. А именно: США все чаще использует свое финансовое могущество как политический инструмент давления на другие страны. США видят в долларе инструмент установления контроля не только над строптивыми финансистами, но и над государствами, которые пытаются не признавать глобальную гегемонию США.

Сегодня США как бы намекают, что сложившаяся ситуация их особенно волновать не должна, поскольку они якобы никого не заставляли привязывать какую-либо нацвалюту к доллару и не призывали иностранные компании выпускать долговые обязательства в американских долларах. Однако, всегда следует учитывать, что доминирующая роль доллара очень выгодна обычным американцам, поскольку приносит огромную выгоду не только американской экономике в целом, но финансам каждого жителя США, в частности.

Сегодня вполне очевидно, что в случае если гегемония доллара окажется под ударом, то под ударом будет и любой другой потенциальный приемник. Среди претендентов на резервный статус в настоящее время нет явного лидера – нынешний статус ни евро, ни китайского юаня пока не позволяет им стать основной мировой валютой.

Поэтому в обозримом будущем глобальной финансовой и монетарной системе, скорее всего, не удастся избавиться от доллара США, так как у него нет достойного соперника. Однако система, которая удерживает доллар, все-таки продолжается потихоньку рушиться. Многие считают, что пусть это происходит медленно – в противном случае весь мир накроет такая «финансовая цунами», после которой выживут далеко не все. Потому что вслед за ней придут волны пострашнее.  :///

 

1 комментарий

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.