Конгрессмены в США достигли предварительного межпартийного соглашения по федеральному бюджету. Об этом сообщил глава Минфина страны Джейкоб Лью выступая на в вашингтонском политологическом центре Bipartisan Policy Center. Как отметил министр, это означает не только скорое принятие бюджета на следующий финансовый год, но и грядущий подъем лимита суммы государственных заимствований страны на достаточный уровень до 2017-го.
Последний факт едва ли не важнее самого бюджета. Ведь потолок госдолга США чисто номинально определяет черту объема заимствований, переступив которую американское правительство уже не может брать кредиты на покрытие регулярного бюджетного дефицита.
Однако действующий на сегодня потолок (16,7 трлн долларов) уже давно превышен. Более того, реальный долг США уже находится на уровне еще не утвержденного лимита, о принятии которого министерство финансов просило Конгресс еще в марте – 18,1 трлн. С тех пор Минфин отправляет ходатайства в законодательный орган каждый месяц.
Чтобы понять, как же получилось, что США по-прежнему спокойно занимают деньги на долговых рынках, выйдя за рамки своею же рукой установленного лимита, надо проникнуть в суть американского понятия «государственный долг».
Как США покупают товары у других стран за их же счет
Государственный долг США – это сумма всех невыплаченных обязательств федерального правительства. Почти 2/3 из 18,1 трлн американского долга владеют частные лица, предприятия и правительства иностранных государств, которые купили казначейские облигации и векселя. Остальная часть принадлежит правительству и числится на государственном балансе в качестве ценных бумаг. То есть, переходя на ботанические аналогии, находится на самоопылении.
В XXI веке госдолг США рос в геометрической прогрессии. Еще до экономического кризиса, в 2000-2007 годах, он увеличился на 50% – с 6 до 9 трлн долларов. В декабре 2008-го правительство Соединенных Штатов для борьбы с экономическим кризисом увеличило госдолг страны на 700 млрд до 10,5 трлн долларов. За последующие семь лет сумма обязательств, как видим, почти удвоилась.
По состоянию на 2014 год долг США по отношению к ВВП страны составлял 107,3% (шестой результат в мире), а на душу населения равнялся 58,6 тыс долларов (третья позиция после Японии и Ирландии).
Внешние заимствования у иностранных государств в сумме составляют примерно треть госдолга США. Лидер – Китай, который держит в американских облигациях (в основном US Treasuries) более 1,25 трлн долларов. На втором месте Япония – 1,1 трлн долларов. Офшорные банковские центры Карибского бассейна (Британские Виргинские острова и т.п.) контролируют около 261 млрд долларов долга федерального правительства США, столько же принадлежит странам ОПЕК, чуть меньше – Бразилии. В десятку крупнейших держателей также входят Тайвань, Бельгия, Швейцария, Россия, Люксембург, которые вложили в бумаги американского казначейства от 135 до 191 млрд долларов. При этом есть предположение, что большая часть госдолга США, которая находится в Карибских банковских центрах, Люксембурге и Бельгии, на самом деле принадлежит странам – экспортерам нефти и хедж-фондам, которые не хотят, чтобы о них знали.
Что же заставляет все эти страны снова и снова вкладываться в американские долговые обязательства? Все очень просто: покупатели казначейских бумаг по-прежнему ожидают, что американская экономика восстановится до того уровня, чтобы вернуть все долги. А для таких зарубежных инвесторов, как Китай и Япония, США – главный импортер. То же, к слову касается и государств ОПЕК. Поэтому такие страны будут продолжать покупать казначейские облигации, чтобы потом Штаты вырученными от этого деньгами расплачивались с ними за их же товары. То есть по сути, приобретая американские долговые бумаги, крупнейшие страны-экспортеры одалживают средства самим себе.
Многие иностранные держатели казначейских бумаг США приобретают новые федеральные обязательства в инвестиционных целях. И при этом страхуют себя от риска, что этот долговой пузырь лопнет. Ведь снижение спроса на американские казначейские облигации со временем может вызвать повышение процентных ставок по долгам, что приведет к замедлению экономики. Кроме того, ожидание падения спроса на долговые бумаги США сильно надавит на доллар, который станет менее востребованными и потеряет в весе. По мере понижения стоимости доллара иностранные держатели будут получать выплаты в дешевеющей валюте, что еще больше снизит спрос на долг США и т. д.
То есть и тут резон один – не дай бог, должник обанкротится!
Как мыши кактус опыляют
Большая часть американского внутреннего долга принадлежит Фонду социального обеспечения и другим целевым фондам, которые дополнительные средства тоже инвестировали в обязательства федеральных властей. По идее, эти ценные бумаги должны гарантировать выплату социального обеспечения поколению демографического бума, которое в ближайшие 20 лет уже будет выходить на пенсию. Однако на деле фонду средств не хватит.
Это значит, что правительству придется поднимать налоги, так как большой госдолг США исключает возможность дополнительного финансирования за счет займов у других стран. Но наиболее вероятно, что власти просто урежут социальные выплаты для пенсионеров моложе 70 лет или для тех граждан, которые имеют высокий доход и могут обойтись без пособий.
Тем не менее и тут США получил выгоду двумя самоопыляющими способами. Во-первых, Фонд социального обеспечения «одолжил» правительству средства, накопленные за счет налогов из заработной платы граждан поколения бэби-бумеров, для финансирования увеличивающихся бюджетных расходов. Этот беспроцентный заем помог сохранить процентные выплаты по казначейским облигациям на низком уровне, что позволило США больше взять в долг. Тем не менее это не совсем кредит, так как он может быть погашен только за счет увеличения налогов, когда бэби-бумеры отправятся на заслуженный отдых.
Во-вторых, процентные ставки по казначейским облигациям находятся на низком уровне благодаря тому, что страны мира пополняют ими свои золотовалютные резервы – ведь эти бумаги считаются активами-убежищами. Количество гособлигаций США находящихся в резервах стран мира с 1988 по 2013 год увеличилось с 13% до 34%. В период экономического спада такие страны как Китай и Япония пополнили свои закрома американскими казначейскими бумагами для того, чтобы поддерживать свои валюты на низком уровне по отношению к доллару. И хотя Китай, скажем, предупредил Штаты о необходимости понижения суммы госдолга, он по-прежнему продолжает покупать американские правительственные облигации.
В общем, мыши кололись, плакали, но продолжали жевать кактус… :///