Эксперт: газовая стратегия России становится непредсказуемой

Neft_Gaz_Gas_Rossia

Либерализация европейского газового рынка, сохраняющиеся западные санкции, а также возникшая напряженность в отношениях с Турцией заставляют Москву корректировать свою газовую стратегию. Об этом пишет в статье, размещенной на информресурсе Natural Gas Europe, доктор Джулия Кушнир, энергетический эксперт бременского Университета Якобса. По ее мнению, Россия старается действовать гибко и эксплуатирует слабые места европейской энергетической политики, причем весьма успешно.

Начнем немного издалека. Остановка проекта “Южный поток” создала впечатление, что «Газпром» больше не станет инвестировать в европейский газовый рынок. Однако на самом деле Россия просто ввела в действие новую стратегию, основанную на двух проектах – “Северном потоке-2” и «Турецком потоке», – стремясь усилить свои позиции как главного газового поставщика ЕС.

Но сейчас ситуация, еще месяц назад выглядевшая вполне стабильной, изменилась. После того, как Турция сбила российский военный самолет, реализация «Турецкого потока» оказалась под очень большим вопросом.

Правда, не нужно забывать, что «Газпром» уже вложил сотни миллионов долларов в первый этап строительства. Кроме того, турецкий энергетический рынок остается важен для России с точки зрения геополитики: Турция – второй по величине газовый импортер после Германии. А Анкаре в обозримой перспективе совершенно нечем заменить российское «голубое топливо».

Поэтому можно предполагать, что обе стороны, несмотря на громкие заявления, попытаются развести вопросы газоснабжения и политический конфликт. Однако некая ощутимая пауза в реализации «Турецкого потока» неизбежна.

На северном же направлении своей газовой стратегии Россия пытается приспособиться к требованиям ЕС. Она делает это или прямо и непосредственно через переговоры с Брюсселем, или косвенно через двусторонние соглашения с западными энергетическими компаниями. Однако степень, до которой российский газовый рынок готов измениться, чтобы больше соответствовать стандартам ЕС, предсказать вряд ли возможно, все покажет будущее.

В любом случае у “Северного потока-2» явно лучшие перспективы, чем у «Турецкого» хотя бы потому, что ему уже обеспечена поддержка всех партнеров, вовлеченных в проект, включая Германию.

И тут стоит вспомнить об еще одном немаловажном факторе — состоянии российской экономике, ослабленной снижением нефтяных и газовых доходов и отсутствием инвестиций в разведку новых месторождений газа. И если первая проблема может быть решена за счет внутренних резервов, то вторая не получит простого решения без капвложений с Запада, считает автор статьи.

И эти инвестиции неизбежно пойдут, поскольку Европа, как бы ни старалась, не может обойтись без российского газа в среднесрочной перспективе и совершенно не заинтересована в том, чтобы добыча «голубого топлива» в России начала снижаться

И наконец еще один важнейший — уже политический — момент. “Северный поток-2», в отличие от «Турецкого потока», подвергает самому серьезному испытанию общеевропейскую солидарность. В то время как крупнейшие европейские энергетические компании, вовлеченные в “Северный поток-2», поддерживают проект, Брюссель, центральноевропейские и восточноевропейские страны подвергают его жесткой критике.

И учитывая, что этот трубопровод почти наверняка будет построен, нетрудно предположить, что восточноевропейские страны, видя, что их мнение игнорируется, сосредоточатся на собственных национальных интересах, что явно не пойдет на пользу концепции единой Европы. А значит и планы по созданию европейского энергетического союза оказываются под серьезной угрозой.

Пока еще рано говорить о том, насколько успешна новая газовая стратегия России. Реализация указанных трубопроводных проектов сильно зависит от слишком многих факторов, включая ценовую картину на нефтяном рынке, неожиданные изменения в геополитических схемах (ситуация с Турцией — тому пример), а также степень готовность стран, вовлеченных в проекты, соблюдать российские интересы.

Однако можно точно сказать, что энергетическая политика России будет все более сложной и все менее предсказуемой, потому что все новые игроки с их собственными корпоративными стратегиями и личными интересами оказываются причастны к российскому газовому экспорту, заключает доктор Джулия Кушнир. :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.