Набиуллина: российский бюджет и рубль не привязаны к ценам на нефть

Nabiullina

Центральный банк не собирается сдерживать подъем рубля в случае разворота к росту мировых цен на нефть. Такое заявление сделала глава Банка России Эльвира Набиуллина в интервью корреспондентам «Интерфакса».

Отвечая на вопрос, существует ли некая граница допустимого укрепления ррубля в интересах бюджета, председатель ЦБ ответила отрицательно. При этом отметила, что любые попытки сдерживать курс национальной валюты с той или иной стороны чреваты крайне негативными последствиями для экономики страны.

«Вы упомянули так называемую бюджетную теорию курса – якобы существуют магические цифры, при какой цене на нефть каким должен быть курс рубля, чтобы бюджет ничего не потерял. И эта теория некоторое время была таким квази-якорем для некоторых участников рынка и инвесторов. Уже давно это “правило” не работает, но к нему все еще возвращаются. Я думаю, что пройдет какое-то время, и будет понятно, что этого правила не было и нет», – заявила Набиуллина.

По ее мнению, переход к плавающему курсу рубля, окончательно оформленный в конце прошлого года, был явным достижением Банка России. Более того, его надо было совершить еще раньше, но время ушло на подготовку всей экономической системы. В такой ситуации искусственно сдерживать курс уже просто невозможно. Скажем, на поддержку рубля в условиях падающих цен на нефть могли бы уйти все золотовалютные резервы, а результата бы достичь все равно не удалось – рыночные тенденции оказались бы сильнее.

«Попытка сдержать укрепление курса имеет не меньшие негативные последствия. К тому же если посмотреть на опыт стран, которые это делали, то первое – в этих странах обязательно накапливаются финансовые пузыри, а второе – это ведет к излишней долларизации экономики. Представьте, например: бизнес знает, что политика Центрального банка позволяет курсу только слабеть и никогда – укрепляться, что он будет делать? Он будет перекладываться в доллары», – добавила Набиуллина.

В качестве подтверждения преимуществ плавающего курса рубля глава ЦБ привела тот факт, что амплитуда его колебаний в последнее время существенно уменьшилась. И будет снижаться и дальше, если субъекты экономики научатся правильно управлять своим бизнесом в штормовых условиях.

«Мы понимаем, что волатильность валютного курса беспокоит и население, и бизнес. Но острота этой ситуации снижается: по сравнению с началом года волатильность существенно снизилась, тогда по разным индикаторам коэффициент волатильности был 60%, сейчас он меньше 20%, – отметила Набиуллина. – Волатильность курса будет уменьшаться по мере того, как экономические субъекты будут все больше привыкать работать в условиях плавающего курса, лучше управлять своей ликвидностью. Мы видим, что такая адаптация уже в значительной степени произошла. И самый важный, на мой взгляд, фактор – диверсификация: когда наша экономика будет более диверсифицирована, в том числе, будет более диверсифицирован экспорт, курс будет более стабилен».

Председатель Банка России подчеркнула, что сейчас в стране нет проблем, связанных с низкой реализацией валютной выручки экспортерами. Рынок говорит им, что в любой момент курс рубля может повернуться как в ту, так и в другую сторону, и поэтому бессмысленно придерживать доллары и евро, ожидая движения курса только вниз. Также Набиуллина спрогнозировала в среднесрочной перспективе снижение зависимости рубля от цен на нефть.

На инфляции отношения с Турцией почти не скажутся

Тем не менее нефтяные цены, по мнению главы ЦБ, все еще остаются ключевым фактором, влияющим на уровень инфляции в России. Их снижение подстегивает рост потребительских цен в стране.

«Поэтому мы просчитываем и рисковый сценарий с ценой на нефть 35 долларов за баррель для того, чтобы прогнозировать, как будут вести себя разные показатели, и какую денежно-кредитную политику можно проводить, чтобы достичь цели по 4% в 2017 году. Нас также беспокоит, что инфляционные ожидания остаются высокими, это само по себе создает инфляционные риски», – рассказала Набиуллина.

По ее словам, серьезную угрозу для потребительских цен, да и для всей российской экономики, таит в себе возможный пересмотр тарифов естественных монополий. Высокие темпы роста тарифов могут привести к изменению общей структуры цен в стране и даже к возникновению дефляционных рисков в отдельных отраслях производства.

А вот продовольственное эмбарго против Турции, которое вводится с Нового года, по словам председателя ЦБ, инфляцию почти не усилит.

«Мы считали вклад в инфляцию запрета на импорт турецких товаров. Он действительно есть, но, на наш взгляд, ограничен 0,2-0,4 процентного пункта, – заявила Набиуллина. – В приросте цен может быть небольшая доля влияния ограничений по турецким товарам, хотя по плодоовощной продукции у нас и до этого сезонно росли цены. Мы оцениваем рост инфляции вследствие мер в отношении Турции именно на таком уровне, потому что решение о запрете на импорт ряда турецкий продуктов принято с некоторым лагом, это позволяет импортерам продукции перенастроить свои поставки».

Вместе с тем данные Росстата свидетельствуют, что розничная торговля отреагировала на введения эмбарго против Турции с упреждением. В ноябре потребительские цены в России выросли в целом на 0,8%, а на некоторые овощи, в частности помидоры, – на 30-70%. В целом за 11 месяцев уровень инфляция составил 12,1%. Эта цифра, впрочем, вписывается в прогноз ЦБ – 12-13% по итогам всего 2015 года.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.