Бензин: практически везде — дешевеет, в России – дорожает

Benzin
Фото: familyofmann.tripod.com

Вспоминая 2015 год, можно констатировать факт, что на российском розничном рынке бензина сильных потрясений не было. По крайней мере об этом свидетельствует официальная статистика. Бензин на российских АЗС стал стоить дороже всего на 5% или в среднем на 1,7 рубля за литр, чего не скажешь о ситуации с российским рублем, которая изрядно портит нервы многим россиянам.

Получается, что подорожание бензина было значительно ниже уровня официальной инфляции. Об этом, в частности, торжественно отрапортовал российский вице-премьер Аркадий Дворкович.

В последнее время дефицита бензина на российском рынке не наблюдалось. В отличие, скажем, от уже позабытых многими времен, когда на российских АЗС собирались караваны озлобленных автовладельцев.

Между тем для рядового потребителя, который следит за официальной статистикой, остается не очень понятно: как будут вести себя цены на бензин в этом году и почему резкое снижение мировых нефтяных цен не снижает стоимости топлива в России, как это происходит во многих странах, где на этом фоне произошло даже оживление продаж автотранспорта.

Одна из причин, которая не очень радует российских обладателей «железных коней», – это налоги в России. Ведь далеко не все знают, что в стоимости литра бензина доля цены на нефть не превышает 10%, остальное – это именно налоги, затраты на содержание автозаправок и, естественно, прибыль АЗС. Об этом постоянно говорят отраслевые эксперты, объясняющие динамику внутренних цен на топливо в России.

“В основном у нас цены растут из-за того, что растет налоговая нагрузка на отрасль. В этом году следует ожидать роста цен с учетом роста налоговой нагрузки, и общей инфляции. Но рост цен будет, также как в прошлом году, ниже уровня инфляции. Я думаю, что будет именно так, если ничего не произойдет экстраординарного”, – говорит глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

С 1 января 2016 года в России повышены ставки акцизов на бензин класса 5 – с 5530 рублей за тонну до 7530 рублей за тонну, ниже класса 5 – с 7300 рублей за тонну до 10500 рублей за тонну.

Согласно оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС), увеличение акцизных платежей на бензин на одну тысячу рублей в рознице приводит к росту цен на один рубль. Но нефтяники корректировать цены в начале 2016 года не стали. В “ЦДУ ТЭК” отмечают, что во всех российских регионах цены на бензин с начала этого года даже слегка снизились. Но 5-6 копеек — это, конечно, не то снижение, которое заметили российские автовладельцы.

И хотя многие российские компании заявляют, что, несмотря на рост акцизов, не будут резко повышать цены на бензин и нефтепродукты в 2016 году, но как бы там ни было, экспорт давит на внутренний рынок, о чем говорит директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов.

По его словам, рост цен на бензин во многом связан с привлекательностью экспорта, тогда как при поставках на внутренний российский рынок компании пытаются компенсировать разницу за счет местного потребителя.

“Несмотря на снижение цены нефти, наша налоговая система и падение курса рубля к доллару все равно обеспечивают высокие уровни экспортного паритета по бензину. То есть, сейчас соотношение цен в России и экспортного паритета такое, что бензин выгоднее экспортировать, чем поставлять на внутренний рынок. Разница не очень большая, порядка двух тысяч рублей на тонну, но она есть, и она, к сожалению, в пользу экспорта. Это значит, что больше товара будет отгружаться на экспорт, также из-за этого остановился импорт белорусского бензина в Россию”, – заявил Турукалов, слова которого цитирует «Интерфакс».

В “Аналитики товарных рынков” прогнозируют, что уже скоро, ближе к весне, бензины различного класса будут пользоваться повышенным спросом на мировом рынке — естественно, это скажется и на ценообразовании. Отмечается также, что низкие нынешние цены на нефть могут привести к тому, что ставки экспортных пошлин на март окажутся еще меньше, чем февральские ставки.

Также снижение среднедневные переработки нефтяного сырья из-за убытков от экспорта мазута и череда аварий на российских нефтеперерабатывающих заводах привели к тому, что снизилось среднесуточное производство автомобильного бензина с начала этого месяца на 6,2% (по сравнению с декабрем).

Правда, как отмечает Турукалов, даже несмотря на все вышесказанное, заметного снижения цен на российских АЗС в 2016 году, скорее всего, не будет, поскольку спрос на топливо остается достаточно высоким.

“По потреблению бензина мы будем или на уровне прошлого года, или спрос незначительно снизится по сравнению с 2015 годом. Если снижение произойдет, оно будет в пределах 5%”, – заявил он.

А тем временем российские АЗС вовсе не бедствуют, так как даже при сохранении розничных цен на топливо на нынешнем уровне автозаправки работают с весьма высокой прибылью.

“У нас по розничным торгам сейчас все очень хорошо, хорошая маржинальная доходность. Цены оптовые у нас падают на сегодняшний день, розничные цены немножко выросли по отношению к прошлому году, маржинальный доходность вполне нормальная, дефицита нет, и заправки работают на сегодняшний день очень успешно. Причем и независимые, и заправки нефтяных компаний”, – заявил глава Российского топливного союза Аркуша.

Как отметил Турукалов, разница между средней розничной ценой бензина класса Премиум-95 в Москве и его стоимостью на бирже составляет порядка 11,5 рубля за литр, хотя в эту сумму и включаются также все издержки автозаправок, но прибыль все равно остается хорошей.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.