тэкно:///блог

Statoil перехватила у «Газпрома» лидерство на газовом рынке Литвы

Вт, 9 Февраль 2016 | 11:21 |

SPG Litva Klaipeda

«Газпром» впервые перестал быть главным поставщиком газа в Литву. Согласно данным, предоставленным главой литовского Минэнерго Рокасом Масюлисом, норвежская Statoil со своими поставками сжиженного природного газа впервые заняла более 50% рынка страны.

Напомним, недавно норвежцы подписали с литовскими газовыми трейдерами два контракта, по которым страна получит в текущем году более 1 млрд кубометров «голубого топлива» посредством поставок СПГ на Клайпедский регазификационный терминал. В целом же ежегодное потребление газа Литвой составляет 2 млрд кубометров.

До недавнего времени «Газпром» поставлял в Литву большую часть потребляемого газа, но в конце 2015 года его контракт Lietuvos Duju Tiekimas (LDT) истек, и сейчас стороны ведут переговоры о новых условиях соглашения. Норвежского же СПГ поступает так много, что другой газовый трейдер, Litgas, договаривается о возврате или перепродаже двух из шести грузов сжиженного газа, которые должны придти в Клайпеду в течение 2016 года.

В связи с этим Рокас Масюлис, как отмечает радиостанция Deutsche Welle, заявил, что теперь «у «Газпрома» на рынке есть реальные конкуренты», и «доказательством тому» служат договоренности со Statoil. Правда, отношения с норвежцами не всегда складывались хорошо.

Путь Литвы к нынешнему «дружественному» контракту с норвежской компанией был довольно трудным и потребовал ряда крайне непопулярных шагов. Например, долгое время не находя покупателей для норвежского газа, правительство вынуждено было переложить часть расходов на эксплуатацию Клайпедского терминала на потребителей.

Проблема в том, что терминал обладает избыточными для Литвы мощностями, а спрос на газ в стране понизился. По словам Видмантаса Янкаускаса, известного литовского энергетического эксперта и заместителя председателя литовской Конфедерации промышленников (NGE), Клайпедский терминал в принципе стал «огромной ошибкой», за все время работы его ни разу не удалось использовать более, чем на 15% производительности.

«Главная проблема правительства — что решения по Клайпеде принимали политики, а не экономисты, — говорит Янкаускас. — Причем новое соглашение между Litgas и Statoil, по сути, является краткосрочным, а Литве нужны долгосрочные решения».

Litgas пытается решить проблему, планируя создание совместного предприятия со Statoil по перевалке грузов СПГ с крупных норвежских танкеров на средне- и малоразмерные, которые смогут развозить сжиженный газ мелким потребителям. Также Клайпедский терминал хотят сделать бункеровочным пунктом для судов с силовыми установками на СПГ.

Тем не менее, несмотря на все трудности, терминал действует и Литва получает с него газ. Однако для литовцев покупка СПГ у Statoil — не вопрос принципа, а коммерческий расчет, поскольку по новому соглашению цена на норвежский сжиженный газ снижена.

И если у «Газпрома» окажутся более выгодные условия, то Литва вернется к закупкам трубопроводного газа, о чем неоднократно заявлял и сам Масюлис, и генеральный директор энергетической компании Lietuvos Energija Дариус Мисюнас. :///

 

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 04 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и Twitter

Рубрики: Новости, Транспорт | Темы: , ,

О чём говорят в интернете