Политика и финансы “Северного потока-2”

Truba Gazprom Severni Potok Nord Srtream

Финдиректор проекта «Северный поток – 2» раскрыл некоторые финансовые параметры трубопровода. Тем самым он ответил на упреки в том, что газопровод якобы является чисто политическим начинанием. При вводе проекта в строй Россия сможет существенно сэкономить. Хотя есть ряд факторов, которые будут удлинять окупаемость трубопровода, и некоторые из них созданы Европой.

Тариф на транспортировку газа по трубопроводу «Северный поток – 2» будет вполовину дешевле, чем через территорию Украины, заявил финансовый директор Nord Stream 2 Пол Коркоран.

«Этот проект является экономически обоснованным… Что касается тарифа на транспортировку газа: сравнивая эти тарифы с украинскими тарифами, тарифы на «Северный поток» гораздо ниже, примерно на 50%, чем через Украину. И это еще до того, как Украина объявила в одностороннем порядке о повышении тарифа», – цитирует Коркорана РИА «Новости».

Кроме того, он уточнил, что бюджет строительства «Северного потока – 2» составляет 8 млрд евро, и выразил уверенность, что «мы удержимся в этом бюджете».

Тем самым Коркоран как бы отвечает США, выступающим против строительства «Северного потока – 2». Буквально в середине мая спецпосланник и координатор Госдепартамента США по международной энергетике Амос Хохштейн попытался убедить, что этот проект якобы не является коммерческим, что Россия строит трубу исключительно из политических целей – для «давления на Украину».

Однако тот факт, что «Газпрому» не придется платить Украине за транзит с появлением «Северного потока – 2», – это уже прямая выгода для России. Только в 2015 году Украина получила 2 млрд долларов за прокачку российского газа в Европу. Это значит, что только на поставке газа в Европу по «Северному потоку – 2» вместо транзита через Украину «Газпром» сможет экономить в год как минимум 1 млрд долларов, или 900 млн евро. Иными словами, «Газпром» сэкономит те же 8 млрд евро, что сейчас вложит в «Северный поток – 2», уже за девять лет.

А если учесть постоянные требования Киева, чтобы «Газпром» платил ему больше за транзит, то потенциальная выгода России от перенаправления поставок газа на «Северный поток» становится еще более существенной.

Сначала Киев с 1 января 2016 года в одностороннем порядке поднял тарифы на транзит газа по своей территории. До этого “Нафтогаз” не раз говорил, что хочет получать не 2,7 доллара (как в 2015 году) за транспортировку тысячи кубометров на 100 километров, а 5 долларов. Назывался даже желаемый тариф в 7,9 доллара. Потом Киев назвал цифру в 4,5 доллара, ссылаясь на новую методику расчетов, которую он придумал сам. Тогда как тариф на транзит прописан в контракте от 2009 года. Но для Киева, как всегда, контракт ничего не значит. Он хочет менять правила игры в свою пользу в любой момент. Впрочем, эта провокация сошла на нет, и, скорее всего, не без участия Евросоюза, который в этом споре терял больше всего из-за возможной остановки транзита газа через Украину уже в этом году.

Чуть позже «Нафтогаз» попытался вытянуть больше денег из «Газпрома» под другим предлогом. В феврале директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что если в 2015-м «Газпром» заплатил 2 млрд долларов за транспортировку 67 млрд кубометров по украинской территории, то в 2016 году за тот же объем транзита «Газпром» должен заплатить в три раза больше – 6,1 млрд долларов. Свой расчет Витренко построил исходя из транспортировки 110 млрд кубометров зарезервированных мощностей. Вот только в контракте опять же ни слова не сказано о том, что «Газпром» обязан прокачивать через Украину такие объемы, или о штрафах за непрокачку такого объема.

На самом деле Украина пользуется монопольным правом, и тарифный механизм абсолютно не рыночный, считает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».

«Собственно, строительство коридоров через Балтийское и Черное моря задумывалось для того, чтобы снизить зависимость от Украины и привести ее тарифную политику в рыночные рамки. Почему, к примеру, украинская сторона устанавливает тарифы не в местной валюте, ведь никаких валютных расходов и рисков по организации транзита, кроме специально придуманных, она не несет? Или почему Киев поднимает тарифы на 20–50% просто по случаю наступления 1 января? Тариф в Европе начинается от 2 евро за 1000 кубометров за 100 км, так почему же Украине «Газпром» должен платить 7,9 евро?» – отмечает Ващенко.

Другое дело, что есть ряд факторов, которые будут удлинять окупаемость проекта «Северный поток – 2». Необходимость держать низкие тарифы, о которых, вероятно, договорились акционеры проекта. Низкие цены на газ, а сейчас это около 166 долларов за тысячу кубометров, тоже снизят доходы и возврат инвестиций.

«Я все-таки считаю, что за год будет окупаться не более 3–5% стоимости проекта, иначе низкие тарифы не обеспечить. Но 1,25 евро на протяжении всего срока – невероятный случай. Тогда инвестор признает проект нерентабельным и откажется в пользу альтернативных вложений. Поэтому, скорее всего, средний за 25 лет тариф будет не менее 3,5–4 евро. Соответственно, это даст горизонт окупаемости порядка 22–30 лет», – посчитал Ващенко. При условии стоимости строительства в 8–10 млрд евро и ставке на заемные средства в 6%. Под проект будут брать кредит.

Впрочем, для таких крупных проектов срок окупаемости в два десятилетия – вполне традиционный. Например, средний срок окупаемости атомных электростанций в мире составляет 15 лет. Срок окупаемости АЭС «Белене», например, оценивался почти в 19 лет при ее цене в 6,4 млрд евро. А тоннель под Ла-Маншем, 22 года назад соединивший континентальную Европу с Великобританией, до сих пор так и не окупился.

Есть еще один момент, который усложняет коммерческую выгоду России как от первого «Северного потока», так и от второго. И за этим стоит сама Европа. Речь идет о Третьем энергопакете ЕС, который снижает экономику трубопроводных проектов, причем, что характерно, исключительно российских. По нормам Третьего энергопакета, на территории ЕС к трубопроводу должен быть обеспечен доступ для любого поставщика газа. «Северный поток» идет в Германию, а оттуда через газопровод Opal (на европейской территории) газ поступает другим покупателям. Из-за норм Третьего энергопакета Газпрому разрешили прокачивать газ по OPAL только на 50% мощностей трубы. Оставшуюся половину оставили для некоего «другого поставщика», которого и в помине нет. Она просто простаивает. Но вот для Трансандриатического газопровода TAP, который проходит по европейской территории и по которому будет поступать азербайджанский газ, ЕК выдала исключение из правил Третьего энергопакета. Азербайджан сможет закачивать свой газ в эту трубу под 100%. «Газпром», сколько ни просил, такой поблажки не получил.

Читать полностью

1 комментарий
  1. Надо принимать Продовольственную хартию и Третий Продовольственный пакет, а для Греции сделать исключение.

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.