Заморозка есть, а квот нет. Что реально дала встреча в Алжире?

Sammit_OPEK_OPEC

Итак, неформальная встреча стран ОПЕК в Алжире имела, несомненно, положительный, но немного невнятный результат, вроде обещания «скоро увидимся». Члены картеля договорились об общем ограничении добычи нефти на уровне 32,5 — 33 млн баррелей в сутки, но всю конкретику отложили до регулярного саммита ОПЕК в Вене, который пройдет 30 ноября.

Собственно, никто не ждал, что в Алжире будет достигнута формальная договоренность, это и невозможно, поскольку статус встречи такого не допускал. Но внести некоторую ясность в вопрос о квотах отдельных стран участники переговоров могли бы. А теперь конкретизация производственных планов Ирана, Нигерии и Ливии откладывается почти до зимы.

Правда, в прессу просочились кое-какие слухи. Так, поступали данные, что Саудовской Аравии предложили сократить добычу на 442 тыс баррелей в сутки, Ирану определили лимит в 3,7 млн баррелей в день, а Нигерию и Ливию решили вовсе не ограничивать. Но в итоговом заявлении для СМИ об этом ничего сказано не было.

Теперь утрясанием всех вопросов по лимитам отдельных стран займется специальная комиссия высокого уровня. Для выработки условий соглашения, которые устроили бы всех, у комиссии будет два месяца. И все равно, по оценкам наблюдателей, на саммите в Вене простым подписанием итогового документа не обойдется, обсуждение будет бурным.

Что же касается общей квоты, то это действительно скорее заморозка, чем сокращение добычи. В августе производство ОПЕК составило 33,24 млн баррелей в день. Таким образом, при верхней планке квоты в 33 млн баррелей снижение добычи всего картеля составит лишь около 240 тыс баррелей в сутки.

Правда, когда именно соглашение вступит в силу и в течение какого срока будет действовать, тоже пока неясно. Поступали предложения заморозить добычу на три, шесть и двенадцать месяцев. Окончательное решение по этому вопросу примут в Вене.

Кстати, еще одним безусловно положительным итогом встречи в Алжире стала идея разработать постоянный формат консультаций со странами, не входящими в ОПЕК. Это поможет сохранить стабильность рынка в будущем.

Между тем эксперты и аналитики довольно осторожно высказываются по поводу результатов алжирских переговоров. Так, нефтяной аналитик и глава энергетического агентства Petroleum World Элио Оэп призывает не переоценивать эти результаты.

Да, цены на нефть могут временно подняться даже выше 50 долларов за баррель. Но в конечном итоге слишком многое зависит от Эр-Рияда и Тегерана. Если они согласятся со своими квотами, соглашение будет работать и рынок стабилизируется, если нет — договор останется пустой бумажкой.

Немного иной позиции придерживается эксперт Raiffeisen Bank International (RBI) Валентин Хофштэттер. В частности, он сказал агентству РИА Новости: «Главный прорыв состоит в том, что Саудовская Аравия готова сократить добычу, несмотря на послабления и даже возможность увеличения добычи для Ирана и для других стран. Это увеличивает шансы на окончательное положительное решение в ноябре”, — сказал он.

И если саммит в Вене все же провалится из-за непреодолимых разногласий, все равно, встреча в Алжире хотя бы на какое-то время повысит цены на нефть. Даже это неплохо хотя бы потому, что нефтяная отрасль получит дополнительный доход, считает эксперт.

А мексиканский энергетический аналитик Флувио Руис полагает, что алжирские результаты поднимут нефтяные цены на 2-3 доллара за баррель. Ведь встреча продемонстрировала, что участники рынка нефти все же способны координировать свои действия и проводить единую политику, чего не было уже много лет. :///