Белоруссия преуспела в тарифном шантаже – Россия восстановит объем поставок нефти

drugba_nefteprovod

Белоруссия и Россия урегулировали разногласия в вопросах поставок энергоносителей из РФ, объявил сегодня белорусский президент Александр Лукашенко. Об этом сообщает государственное информагентство БелТА.

“Я вчера познакомился с докладом правительства по нефтегазовым вопросам с Российской Федерацией. Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа. Проблемные вопросы, по крайней мере на вчерашний день, были согласованы и сняты”, – заявил Лукашенко.

Вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко посвятил в детали достигнутых договоренностей. По его словам, Россия готова восстановить прежние объемы поставок нефти в Белоруссию, а Минск, в свою очередь, отказывается от повышения тарифов на транзит российского сырья в Европу.

“Мы отрегулировали все текущие моменты. Вы знаете, что в третьем квартале заблокирована половина поставки нефти в Белоруссию. Мы должны были получить 6 млн тонн, а сейчас реально получаем только 3 млн тонн. Сейчас все это восстанавливается. До 20 октября должна восстановиться поставка нефти в полном объеме под полную загрузку наших НПЗ, – отметил Семашко. – Мы тоже сделали компромиссные шаги. Недавно были несколько повышены тарифы на транзит нефти – мы это возвращаем назад. То есть останутся те тарифы, которые действовали по состоянию на 1 октября”.

Таким образом, тарифный шантаж Минска сработал. Напомним, что в конце сентября Белоруссия объявила, что в одностороннем порядке повысит тарифы на транзит российской нефти на Запад по трубопроводу «Дружба». Тарифы должны были вырасти в полтора раза начиная с 11 октября. Это было ответом Минска на сокращение Москвой поставок нефти в Белоруссию с третьего квартала.

Разрешился ли газовый спор?

Россия, в свою очередь, предприняла такой шаг в ответ на хроническую недоплату за поставляемый газ. Еще в начале 2016 года Минск завел разговор, что на фоне удешевления газа в ЕС Белоруссия вправе платить за российское топливо на основе принципа равной доходности с ценой экспорта в Европу. То есть – настаивать на снижении стоимости импорта.

Белорусские потребители с января стали недоплачивать единственному импортеру газа из РФ – газпромовской «дочке» «Газпром трансгаз Беларусь» – около 50 долларов за каждую тысячу кубометров. Позднее стало известно, что Белоруссия хочет в случае роста цен на энергоносители в Европе оставить за собой право вернуться от равнодоходной формулы к старому ценообразованию – цена газа на Ямале плюс стоимость транзита.

Очередной раунд газовых переговоров прошел в Москве в минувшую пятницу. Лукашенко тогда заявлял, что Белоруссия готова к компромиссам в переговорах с Россией по энергоносителям. Судя по сегодняшним словам белорусского лидера, в этом споре еще рано ставить точку.

“Мы ничего лишнего не требуем от Российской Федерации. Мы требуем, чтобы наши субъекты хозяйствования и наши люди были в равных условиях в союзе Беларуси и России согласно букве и духу договора о союзном строительстве. Вот единственное, чего мы требуем, – подчеркнул Лукашенко. – Это будет главным вопросом в дальнейших моих переговорах с президентом Путиным. Я не буду затрагивать никаких бухгалтерских расчетов. Главное будет это”.

“Где-то мы по каким-то вопросам должны подвинуться и подвинемся – интерес у России к Беларуси огромный. Но если мы видим свою перспективу в едином целом, нам на это надо идти и на этом надо настаивать”, – тут же добавил президент Белоруссии.

Вместе с тем Семашко сегодня сообщил, что и в газовом споре Москва и Минск достигли компромисса. По словам вице-премьера, достигнута договоренность о возврате российской стороне “определенной аккумулированной суммы”, которую РФ рассматривает в качестве задолженности за поставку газа. После этого стоимость топлива для Белоруссии будет существенно снижена.

“Мы должны эти деньги назад вернуть. Но взамен мы получили одномоментное существенное снижение цены газа уже в этом году и другую поддержку со стороны России”, – отметил Семашко.

Он добавил, что Белоруссия и Россия “обозначили траекторию снижения цены в последующие годы”.  :///