Трамп лишь ускорит начало новой “энергетической войны”

tramp-1

Согласие Ирана и Ирака на заморозку нефтедобычи может на какое-то время стабилизировать глобальный рынок углеводородного сырья. Но это вовсе не означает, что все противоречия между ключевыми производителями нефти уже сняты, поскольку из-за кулис «нефтяного бомонда» уже не скрываясь выглядывает другой участник этого рынка — США, которые противостоят ОПЕК и другим крупным производителям «черного золота». Причем с позицией США в настоящее время не считаться нельзя. Особенно после ряда заявлений нового президента США Дональда Трампа по энергетической политике, которую он намерен проводить, когда официально вступит в должность.

Еще недавно экспертам удалось убедить мировое сообщество в том, что производство сланцевой нефти не даст сильно вырасти нефтяным ценам, поскольку, если стоимость сырья перешагнет за 60-долларовый барьер, то конъюнктура рынка меняется — на него нескончаемым потоком хлынет сланцевая нефть. А это снова приведет к дисбалансу спроса и предложения на рынке — сколько бы ОПЕК и другие страны-производители нефти не договаривались, но предложение снова превысит спрос. Новый виток снижения цен на нефть вновь вернет всех производителей в замкнутый круг — выше определенного уровня нефтяные цены подниматься не будут. Более того, они будут больше тяготеть к сползанию вниз, чем делать робкие попытки роста.

На этой неделе новоизбранный президент США Дональд Трамп подтвердил свое предвыборное обещание отказаться от ограничений на производство американских нефти и газа.

«Я отменю уничтожающие рабочие места ограничения на производство в американской энергетике, включая сланцевую энергетику и чистый уголь, что позволит создать много миллионов высокооплачиваемых рабочих мест», — заявил Трамп в своем видеообращении.

Теперь многие СМИ задаются вопросом: что же намерен сделать Трамп? До сих пор в США действовало, хотя и уже в более смягченном варианте, ограничение на добычу и экспорт традиционной нефти, включая шельфовую. Не так давно Обама буквально продавил разрешение на расширение операций со сланцевой нефтью — и это не осталось незамеченным на мировом рынке нефти, цены поползли вниз.

Несколько десятков лет США держали свои нефтяные резервы в нефтехранилищах про запас, в основном импортируя нефть – крупнейшим поставщиком была Саудовская Аравия. Более того, до сих пор США являются крупнейшим импортером нефти в мире, хотя в этом плане им на пятки уже наступает Китай.

Но когда США выступали в роли импортера, то им нужна была дешевая нефть. Но если в ближайшей перспективе в США начнется широкомасштабная нефтедобыча – традиционной нефти, шельфовой и сланцевой — то Штаты могут быстро превратиться в крупнейшего экспортера нефти, потеснив на мировом рынке и Саудовскую Аравию, и Россию.

Трамп говорит о том, что хочет добиться увеличения производства энергетического сырья, чтобы расширить и оздоровить именно американский рынок труда, обеспечив таким образом больше рабочих мест. Но чтобы на этом рынке начались позитивные сдвиги, необходимо, чтобы энергоресурсы продавались по таким ценам, которые будут комфортными для американских производителей. Но как этого достичь, если нефтяной рынок вновь столкнется с избыточным предложением, причем еще в большем масштабе, чем ранее? А американские сланцевики лишь ускорят этот процесс.

«Таким образом, двухполюсный нефтяной рынок (ОПЕК-США) может преобразоваться в трехполюсный. К противоречиям ОПЕК-США может добавиться новое внутриамериканское противоречие — между сланцевой и традиционной нефтью. На какую же нефть будет сделана ставка в Вашингтоне, как он выйдет из ситуации, в которую намерен вогнать его Трамп?» – задается вопросом азербайджанский эксперт Мамед Эфендиев.

По его мнению, если Трамп все-таки изменит энергетическую политику США, то это повлечет за собой отрицательные последствия для энергетики других стран-производителей нефти, которым придется «учитывать надвигающееся ужесточение конкуренции и сделать все для закрепления за собой необходимой доли «нефтяного пирога». Так, Саудовская Аравия попытается предпринять активные шаги по еще большему расширению новых рынков сбыта, например европейского, потеснив на нем Россию, предлагая масштабные скидки. И энергетическая война разгорится с еще большей силой, что может серьезным образом нарушить все прежние договоренности, которые с огромным трудом пытаются достичь ведущие производители нефти. Причем вовсе не обязательно, что США в этой схватке выйдут победителем.  :///