Газ новых месторождений Средиземноморья не спасет Европу

Левиафан газ

Наличие новых крупных газовых месторождений в восточном Средиземноморье возродили в Евросоюзе надежду на желанную диверсификацию поставок газа. Однако расчеты экспертов показывают, что проблемы надвигающегося на Старый Свет газового дефицита новые промыслы не решат, пишет интернет-издание EurAsia daily. Истощающая собственные месторождения газа Европа в ближайшее время рискует только усугубить свою зависимость от России и «Газпрома».

С точки зрения потребностей

На первый взгляд, освоение крупнейших газовых месторождений в Средиземном море набирает обороты. Британский нефтегигант BP решил купить у итальянской Eni 10% в газоносном блоке Шорук на шельфе Египта за 375 млн долларов. Подумывает о покупке 35-процентной доли в той же концессии «Роснефть» (тоже Россия, но не «Газпром», в конце концов). А в Шорук входит супергигантское месторождение Зухр с запасами 850 млрд кубометров, открытое геологоразведкой Eni в августе 2015 года.

Одновременно партнеры по освоению еще более крупного месторождения Левиафан в израильском секторе Средиземного моря заявили, что уже нашли 60% средств для реализации проекта. Освоение этих, гигантских для Европы, залежей газа оценивается в 4 млрд долларов. Но концессионеры твердо намерены запустить добычу на этом участке шельфа с общими запасами газа 1,44 трлн кубометров в 2017-19 годах.

Теоретически Зухр и Левиафан в сумме смогут давать в течение ближайших 25−30 лет до 50 млрд кубометров газа в год. Однако далеко не всё предназначается Европе. В раскладах нельзя забывать и про собственные потребности стран, в чьих недрах найдены эти залежи.

Египет из-за истощения большинства старых месторождений еще в конце прошлого десятилетия превратился в импортера газа. В 2016 году, по данным министра нефти и минеральных ресурсов Тарека эль-Моллы, потребление газа в стране превысит его добычу на 11−12 млрд кубометров.

Израиль давно принял закон, что 40% добытого в стране газа в ней и должно оставаться. Вдобавок, по прогнозу властей, к 2040 году ежегодное потребление «голубого топлива» вырастет с нынешних 8 млрд до 29 млрд кубометров. А еще Израиль поставляет газ добрым соседям в Иорданию – это еще 6,5 млрд кубов в год.

Причем объемы экспорта в Иорданию уже подтверждены контрактами, под которые израильская Delek и американская Noble energy получили финансирование банков. Например, иорданская Natural Electric Power Co. of Jordan подписала соглашение на поставку газа с Левиафана на 10 млрд долларов. Среди желающих импортировать топливо с этого промысла называют еще Ливан и Палестину…

Получается, что с Левиафана и Зухра вместе взятых Европа не получит больше, чем 25 млрд кубометров газа в год. Между тем, по данным ассоциации Eurogas, в 2015 году ЕС потребил 426 млрд кубометров. А по прогнозам Еврокомиссии, к 2030 году этот показатель может вырасти до 440 млрд.

А что у Европы в закромах? В Норвегии и Великобритании внутренняя добыча газа падает, а в Нидерландах на нее ввели ограничения. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году снижение производства в североевропейских морях может составить 50 млрд кубометров в год. То есть вдвое больше, чем могут дать ЕС Зухр и Левиафан. Компенсировать дефицит не поможет даже «Южный газовый коридор» из Азербайджана с его ежегодными 10 млрд кубометров.

С точки зрения логистики

Хорошо, допустим, Европа скрепит контрактом импорт хотя бы 25 млрд кубометров в год с Зухра и Левиафана. Но как доставлять будем?

Скажем, в Египте уже действуют два СПГ-терминала мощностью 16 млрд кубометров в год. Однако у Израиля своей инфраструктуры для экспорта сжиженного газа в Европу просто нет. Раньше там планировали договариваться как раз с Египтом, но после открытия месторождения Зухр об этом не может быть и речи. Ну, а проект расширения египетских терминалов и строительства морских трубопроводов для подачи газа с Левиафана оценивается ни много ни мало в 2 млрд долларов.

Значит, будем строить газопроводы. Один вариант – тянуть от месторождений Зухр и Левиафан трубу протяженностью 1900 километров по дну Средиземного моря через острова Кипр и Крит в Грецию. Данный проект предложен компанией ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy) Poseidon S.A., которая строит сейчас европейскую часть «Южного газового коридора» и тот самый газопровод «Посейдон», и поддержан Евросоюзом. Но такой “средиземноморский поток” обойдется в 5,5 млрд долларов и будет строиться около восьми лет. И это при расчетной пропускной способности всего в 8−16 млрд кубометров в год!

«Все эти цифры говорят против экономики проекта и делают его сомнительным, несмотря на поддержку Евросоюза, который настроен снизить зависимость от России», – считает колумнист издания The Gulf News и экс-глава департамента энергетических исследований секретариата ОПЕК Саадала аль-Фатхи.

Другая идея – строительство газопровода из Израиля в Турцию. Турецкая газета Hürriyet недавно привела заявление министра национальной инфраструктуры, энергетики и воды Израиля Ювала Штейница, что такая магистраль может появиться к 2019 году. Однако ситуация с Кипром, споры о морской границе между Турцией и Ливаном вкупе с нежеланием инвесторов идти в нестабильный регион могут сорвать проект, приводит контрдоводы аль-Фатхи.

С точки зрения рентабельности

Наконец, рождает вопросы сама по себе экономика добычи на новых средиземноморских газовых промыслах. Высокая себестоимость этого газа, извлекаемого из недр в глубоких водах, внушает сомнения в его конкурентоспособности на европейском рынке.

Как утверждает консалтинговое агентство Stratas Advisors, рентабельная цена газа на Левиафане составляет сегодня 52 доллара за 1000 кубометров. Вроде бы неплохо, однако скромность оценки, очевидно, связана с тем, что вместе со стоимостью энергоресурсов нынче упали и расценки сервисных компаний. Скажем, экс-глава израильской Delek Drilling Гидеон Тадмор заявил, что бурение одной глубоководной скважины подешевело за последние два года со 140 до 40 млн долларов. А что будет, если цены на нефть начнут стремительно расти?

Кроме того, как уже было доказано, израильский газ в данный момент не на чем траснпортировать. Как сообщали местные СМИ со ссылкой на компании, разрабатывающие Левиафан, подвод газопроводов к СПГ-терминалам в Египте сделает этот газ вдвое дороже – он будет окупаться только при продаже по 104 доллара за тысячу кубометров. С учетом стоимости транспортировки и маржи сырьевых трейдеров стоимость топлива из Израиля еще в середине 2016 года была бы неконкурентоспособной. Она стала бы привлекательной только ноябре, когда цены на спотовых рынках ЕС превысили 200 долларов за 1 тыс кубов. Вроде бы есть надежда, что цены на газ скоро подрастут. Однако это приведет по цепочке к удорожанию сервисных услуг и еще увеличит себестоимость добычи.

Что касается египетского месторождения Зухр, то Stratas Advisors оценивает рентабельную цену его освоения примерно в 157 долларов за 1000 кубометров. При этом, как сообщают египетские СМИ, внутренние потребители будут покупать газ с этого промысла по 207−214 долларов. Это уже равно актуальной стоимости топлива в Европе, а транспортировка через СПГ-терминалы добавит к цене египетского газа еще 40−60 долларов.

Тут уместно напомнить, что в прошлом месяце средняя экспортная цена российского топлива, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), составляла 172 доллара за 1000 кубометров. То есть продукт «Газпрома» стоит даже дешевле, чем природный газ, который добывают внутри ЕС. Как результат объем поставок «голубого топлива» из России в Европу вырос в этом году на 11%.

В итоге неудовлетворенное желание Европы диверсифицировать газоснабжение может привести к тому, что «Газпром» увеличит свою долю на рынке ЕС до 40%. Это вряд ли устроит Брюссель, но по крайней мере наглядно покажет ему, что средиземноморский газ – не лучшая альтернатива российскому.  :///