“Роснефть” против перевода Самотлорского месторождения на уплату НДД

Роснефть Самотлор

“Роснефть” возражает против предложения российского Минфина включить Самотлорское месторождение в список участников пилотных испытаний налога на дополнительный доход (НДД). Об этом газете «Ведомости» рассказали неназванные информаторы в нефтедобывающей отрасли.

Нефтяная госкомпания не хочет, чтобы ее крупнейший нефтепромысел переводили на уплату НДД. Напротив, «Роснефть» настаивает на введении для Самотлора льготы по действующему налогу на добычу полезных ископаемых. Она предлагает с 2018 года снизить ставку НДПИ вдвое на 10 лет как для месторождения с запасами более 150 млн тонн и обводненностью выше 90%.

Минфин, главный сторонник введения НДД в нефтяной отрасли, оценил потери бюджета от льгот для Самотлора в 60-80 млрд рублей. В финансовом ведомстве подсчитали, что за 10 лет сохранения вышеуказанной льготы российская казна потеряет все, что получила от продажи 19,5-процентного пакета “Роснефти” в декабре 2016-го. Потому министерство и предложило не плодить чрезмерные льготы и включить Самотлор в список пилотных проектов, на которых будет опробован НДД.

“Роснефть” посчитала такое предложение непристойным. Руководство компании расстроилось настолько, что, как рассказали собеседники изданий, ее глава Игорь Сечин не исключает варианта публично выступить против самой идеи фискальной реформы в нефтяной отрасли.

Между прочим, контрпредложение нефтяной компании тоже исходит из недр правительства. Еще в декабре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать льготы для ряда месторождений “Роснефти” после приватизации 19,5% ее акций. Глава Минэнерго Александр Новак тут же заявил, что считает возможным снизить налоги для всех старых месторождений с обводненностью более 90%. Причем, как сообщала пресса, для таких нефтепромыслов, к числу которых относится и Самотлор, ставка НДПИ может быть уменьшена вдвое.

Уже в нынешнем месяце глава правительства, после бесплодных обсуждений НДД, снова поручил заняться проблемой льготирования добычи на Самотлорском. Правда, встречное предложение, приписываемое “Роснефти”, официально в Минфин пока не поступало, рассказал представитель финансового ведомства. А в Минэнерго и “Роснефти” вовсе отказались говорить на данную тему.

Напомним, НДД планируют взимать с дохода от продажи нефти за вычетом затрат на добычу и транспортировку (предельный размер учитываемых издержек – 9500 рублей на тонну). В этом отличие нового налога от НДПИ, который от финансового результата не зависит. Минфин настаивает на скорейшем пробном переводе на уплату НДД новых месторождений в Восточной Сибири (с выработанностью менее 5%), а также зрелых промыслов в Западной Сибири, выработанных на 20–80%, где добыча не превышает 15 млн тонн в год. Применение нового налога на старых месторождениях, по расчетам Минфина, лишит бюджет 50–60 млрд рублей. Компенсировать потери ведомство предлагает временным повышением НДПИ для всей отрасли, против чего естественно выступают нефтяники при поддержке Минэнерго.

Накануне свой доклад по поводу перспектив введения НДД представила консалтинговая компания Vygon Consulting. Ее аналитики глубоко исследовали тему и пришли к выводу, что переход на этот налог выгоден исключительно для месторождений без льгот с суммарными затратами на добычу более 5,5 доллара на баррель. То есть ни одна компания не предпочтет новый налог имеющимся льготам. При этом эксперты Vygon Consulting считают действующую в российской нефтянке систему налоговых послаблений неэффективной и подлежащей ревизии.

Авторы статьи в «Ведомостях» согласны, что НДД при любом уровне учитывающихся издержек менее выгоден, чем НДПИ с льготами, но более выгоден для проектов без льгот и с высокими издержками. Конкретно для Самотлора Минфин может установить особые условия, рассказал газете чиновник министерства. Скажем, на первые три-пять лет «пилотирования» НДД предусмотреть повышающие коэффициенты к предельным затратам. Однако с равной вероятностью можно предположить и ужесточение условий налогообложения. «Плюс» или «минус» в результате зависит от экономики промысла. Между тем “Роснефть” никакой бизнес-модели в правительство пока не представила.  :///