Авария на платформе Statoil могла вызвать новую “катастрофу Deepwater Horizon”

platforma_songa
Фото: gcaptain.com

Норвежские власти закончили расследование аварии, которая произошла на борту платформы Songa Endurance 15 октября прошлого года. Эта полупогружная платформа, принадлежащая Statoil, занимается бурением на области Troll, одной из самых перспективных групп месторождений на норвежском шельфе Северного моря.

Выводы следственной комиссии неутешительны: данная авария чудом не переросла в катастрофу, сравнимую по масштабам с печально знаменитым взрывом платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, которая вела работы на скважине Makondo. Об этом сообщает ресурс Offshore Energy Today.

Инцидент произошел во время работ на одной из эксплуатационных скважин. Songa Endurance начала бурение дополнительной скважины неподалеку от главного ствола. В какой-то момент внезапный выброс газа буквально разрушил буровой комплекс.

Агрегаты общим весом в несколько тонн были подброшены на шесть метров в высоту и, развалившись на части, рухнули на платформу. Фонтан жидкости поднялся на высоту 50 метров.

Персонал немедленно задействовал противовыбросовый превентор, но он не смог полностью перекрыть скважину. Окончательно заглушить фонтан удалось только 26 октября. Чудом никто не погиб, а часть второстепенного персонала компании пришлось немедленно эвакуировать с платформы.

Следственная комиссия объявила по итогам расследования, что авария могла привести к многочисленным человеческим жертвам и колоссальному загрязнению морской акватории. «PSA расценивает этот инцидент, как самый серьезный на норвежском континентальном шельфе после аварии на платформе Snorre в 2004 году», – говорится в докладе государственного регулятора Petroleum Safety Authority.

Следователи пришли к заключению, что Statoil нарушил сразу несколько инструкций, определяющих технические характеристики превенторов, степень риска при проведении работ по повышению отдачи скважины, а также параметры оценки интенсивности потока.

Причем, данные нарушения в основном совпадают с теми, которые вызвали предыдущие инциденты: уже упомянутую аварию на платформе Snorre в 2004 году, а также инцидент на установке Gullfaks C в 2010-м. В связи с этим PSA подчеркнул, что меры, принятые Statoil в связи с более ранними происшествиями, оказались неэффективны.

Так что теперь компания получила распоряжение выяснить, почему упомянутые риски не удалось минимизировать. Кроме того, в срок до 28 апреля Statoil обязана представить план по улучшению ситуации с бурением скважин на области Troll. :///