Перейти на НДД согласны многие нефтяные компании, «Роснефть» – уговаривают

Налоги НДД НДПИ Нефть

Перевод российской нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) уже устроил многие компании. В частности, сегодня глава “Газпром нефти” Александр Дюков заявил, что одобряет последний вариант законопроекта, который предусматривает такую локальную налоговую реформу. Об этом Дюков сообщил журналистам в кулуарах стартовавшего в Сочи Российского инвестиционного форума, передает ПРАЙМ.

“То, что было согласовано на последней встрече Минэнерго и Минфина, это устраивает компанию “Газпром нефть”, – констатировал ее глава.

В конце прошлой недели заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сообщил, что Минфин и Минэнерго РФ преодолели последние разногласия насчет механизма введения НДД в нефтедобывающей отрасли. Предполагается, что новый налог начнет применяться в пилотном режиме на ряде месторождений со следующего года.

“В данном случае позиции федеральных органов власти консолидированы по НДД. Сняты последние три разногласия”, – сказал Молодцов.

Он не стал уточнять, о каких трех пунктах, по которым позиции Минфина и Минэнерго расходились, идет речь. При этом замминистра четко обозначил главную цель введения нового налога в нефтянке: обеспечить возможность прироста добычи на месторождениях Западной Сибири в ближайшие два-три года.

Напомним, НДД планируют взимать с дохода от продажи нефти за вычетом затрат на добычу и транспортировку. Предельный размер учитываемых издержек ограничен 9500 рублей на тонну. В этом отличие нового налога от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который от финансового результата не зависит.

Инциатором перевода нефтедобывающих предприятий на новый налог изначально был Минфин. Финансовое ведомство настаивало на скорейшем пробном переводе на уплату НДД новых месторождений в Восточной Сибири (с выработанностью менее 5%), а также зрелых промыслов в Западной Сибири, выработанных на 20–80%, где добыча не превышает 15 млн тонн в год. Правда, применение нового налога на старых месторождениях, по расчетам Минфина, лишит бюджет 50–60 млрд рублей. Компенсировать потери ведомство предлагало временным повышением НДПИ для всей отрасли, против чего ополчились сами нефтяники при поддержке Минэнерго.

Выступая на прошлой неделе, Молодцов отметил, что ограничение в 15 млн тонн для зрелого промысла, желающего участвовать в пилотном испытании НДД, необязательно. По мнению замглавы Минэнерго, во введении подобного ценза нет необходимости. Ведь главная цель проекта – обеспечить прирост добычи нефти благодаря изменению фискального режима. Поэтому оцениваться при рассмотрении заявки будет прежде всего экономический эффект от внедрения НДД, а не исходные показатели месторождений.

Заявки на введение нового налога уже подали “Газпром нефть”, ЛУКОЙЛ, “Сургутнефтегаз” и “Русснефть”. По сведениям Молодцова общий объем добычи нефти на их промыслах, предложенных для пилотных испытаний, составляет около 7 млн тонн в год. При этом замминистра подчеркнул, что ни одной заявки пока не подала «Роснефть».

В крупнейшей российской нефтяной компании считают, что условия ее участия в пробном внедрении НДД требуют доработки. Минэнерго, по словам Молодцова, сейчас ведет «комплексную работу» с «Роснефтью».

Месяц назад, в частности, стало известно, что «Роснефть» недовольна предложением Минфина перевести на уплату НДД ее крупнейший нефтепромысел – Самотлор. Это зрелое и сильно обводненное месторождение, по мнению компании, скорее нуждается в применении льгот по НДПИ. Однако такой вариант никак не устраивает Минфин, ведь из-за льготного налогообложения Самотлора бюджет может лишиться 60-80 млрд рублей в год. Конфликт интересов сейчас улаживается на правительственном уровне.  :///