“Турецкий поток” – головная боль украинских властей

Turezki potok

Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретятся в Москве 10 марта. Кроме вопросов, связанных с нормализацией ситуации в Сирии, запланировано также и обсуждение вопросов по реализации проекта “Турецкий поток”.

В поставках российского газа по этому направлению, как выясняется, заинтересованы многие страны. С другой стороны, зависимость России от транзита через территорию Украины станет меньше, что также хорошо, поскольку у Киева не будет возможности всякий раз шантажировать Москву.

Между тем этот проект стал свидетелем всех превратностей отношений Москвы и Анкары за последние годы: о строительстве газопровода стороны договорились еще 1 декабря 2014 года, когда РФ отказалась от другого своего масштабного проекта – «Юного потока», однако реализация затянулась из-за нескончаемых споров об объемах поставок российского «голубого топлива» в Турцию и цене на газ для нее. Затем проект и вовсе был заморожен – из-за сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 в Сирии. Казалось, что надолго, но уже в августе 2016 года, после потепления отношения двух стран, было подписано и ратифицировано межправсоглашение по “Турецкому потоку”.

Основные параметры газопровода известны: это строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря, ежегодная суммарная мощность которых составит 32,5 млрд кубометров. По одной нитке российский газ пойдет для турецких потребителей, другая транзитная — для поставок топлива через Турцию в Европу.

Вроде бы и Россия, и Турция практически обо всем договорились и официально ратифицировали проект, однако пока ставить точку рано — будет ли построена “транзитная” сухопутная нитка «Турецкого потока». В этом, как говорится, и «затыка» – все зависит от заинтересованности Европы в российском газе и получении от нее гарантий по поставкам. Но список европейских стран, которые заинтересованы в получении российского газа по второй нитке “Турецкого потока”, достаточно велик – они, прежде всего балканские страны, заинтересованы в новом маршруте, считает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

“Но соответствующих соглашений и контрактов с ними пока нет, а они должны быть утверждены Европейской комиссией, потому что именно она определяет условия работы на территории Европейского союза. И тут работы достаточно много”, — отметил Правосудов, который считает, что желание Болгарии реализовать проект “Южный поток” в прежнем виде сегодня едва ли возможно.

“Прошлый опыт показал, что Болгария неспособна выполнять свои обещания – когда с ними были подписаны соглашения, потом они их разорвали под влиянием визитов американских сенаторов и заявления Еврокомиссии. Поэтому, очевидно, что прежде чем подписывать соглашение с Болгарией, нужно договорится с Еврокомиссией, потому что без них болгары даже если пообещают, ничего не сделают. В свою очередь, Еврокомиссия заявляет, что не считает нужным отказываться от использования украинского транзитного коридора, так как считают его вполне надежным и успешным”, — говорит Правосудов.

По мнению замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Болгария может быть получателем транзитного газа “Турецкого потока”, поскольку в настоящее время Болгария, как и Греция, Румыния и Македония, получает газ по Трансбалканскому газопроводу, по которому основной объем идет в Турцию.

Болгарии российский газ, скорее всего, будет нужен, так как в год эта страна потребляет порядка 3 млрд кубометров.Пока других серьезных источников поставок нет и не предвидится, хотя в Софии по этому поводу и пытаются «дуть щеки», отмечает Гривач.

Но “Газпром” сегодня активно обсуждает с партнерами возможную реализацию проекта “Посейдон” – по этой трубе планируется поставлять газ из Турции в Италию через Грецию.

“Проект можно реализовать достаточно быстро, если будут заключены контракты на закупку этого газа со стороны компаний, которые готовы взять на себя рыночные риски по распределению”, — считает Гривач.

Заинтересована в поставках российского «голубого топлива» и Италия – хотя бы потому, чтобы снизить риски поставок с азербайджанского проекта “Шах Дениз-2”, с которого в ЕС собирается получать газ в 2020 году. Опять же, этот газ пойдет через Турцию, когда закончится строительство Трансадриатического газопровода (ТАР).

“Проблема Болгарии как надежного партнера по крупным инфраструктурным проектам никуда не делась, и, конечно, она рискует проиграть. “Посейдон” и вторая нитка через Турцию более проработаны  при том, что с точки зрения Евросоюза, конечно, выгоднее получить этот газ напрямую, если мы говорим о едином рынке ЕС. Греки, конечно, были бы заинтересованы, чтобы этот газ пришел к ним через Турцию и ушел в направлении Баумгартена (Центрально-европейский газовый хаб в Австрии)”, — говорит Гривач.

В случае, если «Газпрому» все же удастся реализовать свои планы по строительству морских газопроводов (всех веток), то Украина фактически остается на скамье запасных, поскольку все объемы будут перенаправлены. И Киеву останется уповать лишь на то, что потребность в газе в Европе резко увеличится. Если нет – большая головная боль киевских властей. Такого мнения придерживаются и Правосудов, и Гривач.

“Прежде всего, угроза экспортных поставок на европейский рынок и получение европейскими потребителями газа, будет сведена к минимуму, а может быть и к нулю. Но это не значит, что Украина не сможет предоставлять услуги по транзиту. Европейский рынок большой, есть перспективы роста поставок газа”, — считает Гривач, отмечая при этом, что при введении новых маршрутов транзита Украине придется отказаться от роли «главного транзитера» российского «голубого топлива» в Европу.

И тогда Киеву придется включиться в конкурентную борьбу за право «предоставлять услугу на конкурентных условиях, вложить деньги в модернизацию своей газотранспортной системы, привести ее в порядок». Зато все будет юридически чисто – и не нужно будет бояться угроз со стороны правых радикалов устроить блокаду. Но значимый транзит может сохраниться лишь в том случае, если в Европе начнут больше потреблять газа – в этом мнении сходится большинство экспертов рынка.  :///