Латвия озаботилась судьбой Инчукалнского ПХГ

Латвия газ

Кто будет платить за содержание подземного хранилища газа (ПХГ) в Инчукалнсе? Ответ на этот вопрос искали депутаты Сейма Латвии и правительственные чиновники на заседании комиссии по народному хозяйству, сообщает служба новостей «Латвийского Радио-4». Некоторые парламентарии забили тревогу: мол, платит за этот инфраструктурный объект Латвия, а выгоду от его использования получают совсем другие.

Во время заседания комиссии Сейма прозвучало мнение, что необходимо прописать в законе процедуру финансирования Инчукалнского газохранилища. Иначе оно может оказаться под угрозой закрытия. Есть и серьезный аргумент: за последний год объемы газа в этом ПХГ сократились на 40%.

Здесь необходимо пояснить, что в Инчукалнсе хранится весь российский газ, идущий в Латвию. Если его количество с лихвой перекрывает потребности прибалтийской республики, то излишки топлива продают соседям – в Литву и Эстонию. Однако после того, как в апреле латвийский газовый рынок откроется Европе, многим трейдерам-спекулянтам станет невыгодно оплачивать хранение топлива в Инчукалнсе. Им будет проще при необходимости подписать договор с основными поставщиками.

Госсекретарь латвийского Минэкономики по вопросам энергетики Янис Патмалниекс призвал собравшихся не поддаваться панике. Хранилище опустеть не должно. А платить за содержание ПХГ, по его мнению, должны все те, кто им будет пользоваться – таковы законы свободного рынка.

«Мы не видим, на самом деле, риска, что в газохранилище не будет газа. Совсем наоборот: надо открыть рынок, а не обкладывать обязательными платежами даже тех, кто хранилище не использует. Совсем наоборот, надо вводить рыночные механизмы – пусть платят только те, кто использует его. Тогда мы сможем привлечь компании из Литвы и Эстонии, которые готовы будут хранить дополнительные объемы газа в Инчукалнсе», – подчекрнул Патмалниекс.

Ему возразил депутат от социал-демократической партии «Согласие» Янис Урбанович. Он напомнил, что член совета концерна Latvijas Gāze Юрис Савицкис уже давно призвал правительство сделать так, чтобы за Инчукалнс платила не только Латвия, в частности договориться с Литвой и Эстонией. Однако кабинет министров пока не предложил никакого решения проблемы.

«Если у Инчукалнса плохой хозяин – латвийское государство, то появится хозяин более рачительный, более рациональный, который этим же российским, «газпромовским» газом будет наполнять хранилище, торговать им. Только за все это будем платить мы, потому что торговать будут не латыши и не латвийцы, а торговцы из Литвы. Под это все и строится», – считает Урбанович.

В пассивности латвийских властей по отношению к Инчукалнсу он видит прямое лоббирование интересов литовских газовых компаний. Более того, дело попахивает криминалом.

«Мне кажется, совершается преступление против интересов Латвии в угоду кое-кому. Я вижу сейчас, что здесь очень явно торчат уши литовских трейдеров», – добавил Урбанович.

Казалось бы, причем тут “Газпром”?

Отметим, что за содержание Инчукалнского ПХГ сейчас платит не только Латвия. В январе «Газпром» объявил о покупке 34,099% голосующих акций компании Conexus Baltic Grid – оператора латвийской газотранспортной системы (ГТС). Это предприятие было выделено из структуры монополиста Latvijas Gāze в рамках проводимой либерализации газового рынка страны. Компании Conexus Baltic Grid переданы функции транспортировки и хранения топлива. На балансе нового предприятия теперь числится и газохранилище в Инчукалнсе, которое стало объектом заботы в том числе и «Газпрома» как акционера оператора ГТС Латвии.

К слову, о «Газпроме». Комиссия латвийского Сейма положительно оценила предложения российской компании по поводу своего дальнейшего поведения на европейском газовом рынке. Это особо отметил госсекретарь Минэкономики Патмалниекс.

Предложения, напомним, были представлены «Газпромом» для урегулирования антимонопольного дела, открытого против него Еврокомиссией. Российский газовый концерн обязался, в частности, не препятствовать свободному перетоку газа по Центральной и Восточной Европе и способствовать формированию в этом регионе конкурентоспособных цен на топливо.

К 2020 году несколько балтийских стран как раз собирается замкнуть свои ГТС. Эстония должна соединиться газопроводом-интерконнектором (работающим в обе стороны) с Финляндией, а Литва – с Польшей. Расположенная посередине между Литвой и Эстонией Латвия не хочет упустить свою выгоду, хотя бы в качестве главного хранителя газовых резервов Прибалтики.  :///