ЛУКОЙЛ испугался возможного поглощения своего топливного бизнеса?

ЛУКОЙЛ АЗС

Выраженное компанией ЛУКОЙЛ на неделе желание продать треть своих российских АЗС может свидетельствовать о боязни поглощения этого бизнеса крупным конкурентом. Такова одна из версий, которую выдвинул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в статье, опубликованной агентством ПРАЙМ.

«У ЛУКОЙЛа довольно слабый административный ресурс, который бы лоббировал их интересы, – рассуждает Юшков. – Поэтому они опасаются, что со временем их попытаются заставить продать российские активы другим крупным игрокам. Мы видим, одна государственная компания поглощает несколько других компаний: “Роснефть” купила ТНК-ВР, “Роснефть” купила “Башнефть”».

Эксперт напоминает, что то, как «Роснефть» принимала дела у «Башнефти», больше походило на обыск. Он не исключает, что таким образом велся подкоп под ЛУКОЙЛ. Возможно, искали бумаги, которые фиксировали какие-то нарушения ЛУКОЙЛом партнерского соглашения с «Башнефтью» насчет разработки месторождений им. Требса и им. Титова. Может, было что-то еще.

В общем, у аналитика ФНЭБ создается впечатление, что руководство ЛУКОЙЛа ожидает некоего удара по себе со стороны конкурентов. Потому и пытается продать низкорентабельные заправки, пока они стоят довольно дорого. Если на крупнейшую в стране частную нефтяную компанию начнутся нападки, никто, естественно, по высокой цене у них АЗС не купит. А они могут начаться, ведь «объектов для поглощения в российской нефтяной отрасли кроме ЛУКОЙЛа, в общем-то, не осталось», заключает Юшков.

Не лучший момент для сделки

Не будем, однако, забывать, что у желания ЛУКОЙЛа расстаться с примерно 700 из 2544 АЗС в России есть вполне объяснимая экономическая подоплека. Рентабельность розничной торговли автомобильным горючим в первом квартале и так традиционно низка, но в начале этого года она вообще упала ниже плинтуса. По сведениям агентства РБК, прибыль от продаж на АЗС компании в центральных регионах России снизилась с 2000 рублей на тонну в 2016 году до всего 8 рублей в 2017-м.

Главными причинами снижения рентабельности бензинового бизнеса в РФ специалисты называют налоговый маневр, повышение акцизов и сдерживание роста розничных цен регуляторами. Особенно выделяется первая из них. Проводимый с начала 2015 года налоговый маневр привел к тому, что внутри России нефть становится дорогой, отчего рентабельность ее переработки уменьшается.

ЛУКОЙЛ уже пожаловался на упавшую почти до нуля маржу в розничной торговле бензином. Продажа на АЗС сопутствующих товаров, к сожалению, делу почти не помогает и рентабельность заправок не увеличивает.

Итак, компания может продать 28% своих АЗС в центральных районах РФ, а также Оренбургской области и Чувашии. Отметим, что ЛУКОЙЛ владеет более 20% от общего числа АЗС в России, то есть ищет покупателей на 6% отечественных заправок. Кроме того, по сведениям РБК, вместе с ними может быть реализован низкорентабельный Ухтинский НПЗ.

Однако снижение рентабельности затронуло всех операторов рынка бензина. Поэтому, по мнению аналитика корпорации «Уралсиб» Алексея Кокина, момент для продажи сейчас далеко не лучший.

Руководство ЛУКОЙЛа это прекрасно понимает. Оттого в компании уже заявили, что не намерены продавать АЗС со скидкой. Для того, чтобы минимизировать потери, в качестве покупателей необходимо привлечь долгосрочных инвесторов – из Китая или с Ближнего Востока.

При этом основной причиной ухудшения конъюнктуры на топливном рынке в компании называют не налоговый маневр, а регулярное повышение акцизов на бензин. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов ранее предупреждал, что доходы компании в 2017 году могут упасть на 40-50 млрд рублей только из-за роста налогов. Он привел пример увеличения акцизов на бензин, из-за которого вроде бы нужно повышать цены на АЗС, но ЛУКОЙЛ на это не решается из-за неготовности потребителей.  :///