Белоусов не одобрил новый макроэкономический прогноз

Белоусов

Новый макроэкономический прогноз на 2018-2020 годы, чей базовый вариант правительство РФ на прошлой неделе приняло за основу, вызвал возражения у помощника президента Андрея Белоусова. Сегодня он заявил прессе, что рост ВВП на 1,5% в год в ближайшее трехлетие не соответствует поставленным главой государства задачам. А прогноз экономического роста в 2017 году (+2%), напротив, проходит по верхней границе возможного.

“На сегодняшний день прогноз на 2018-2019-2020 годы исходит из роста ВВП в 1,5% и динамики инвестиций в 2%. То есть рост ВВП ниже, чем прогнозируется на этот год, а динамика инвестиций примерно такая же. И это никак не вписывается в поручения президента о выходе на динамику выше среднемировых темпов”, – пояснил Белоусов.

Поэтому, по словам кремлевского чиновника, Минэкономразвития по поручению правительства доработает этот документ. Ожидаемые темпы роста экономики России будут уточняться, “исходя из складывающейся динамики и тех мер, которые были предложены”.

“Председатель правительства дал поручение на заседании еще поработать с этим прогнозом для более полного учета мер, которые предпринимает правительство для ускорения темпов экономического роста”, – сообщил Белоусов.

В принципе целевой сценарий макроэкономического прогноза, представленного Минэкономразвития, предусматривает достижение желанного среднемирового уровня экономического роста – 3% – в 2020 году. Однако, по мнению помощника президента РФ, “целевой прогноз, консервативный прогноз – это все некие расчеты, которые будут окаймлять основной – базовый вариант”. Только последний принимается в расчет, а значит – его и надо править.

Как мы сообщали ранее, базовый и целевой сценарии прогноза на 2017-2020 годы рассчитаны исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 45,6, 40,8, 41,6 и 42,4 доллара за баррель соответственно. Целевой сценарий подразумевает реализацию готовящегося плана действий правительства, направленных на ускорение экономического роста. В базовом сценарии рост ВВП РФ ожидается на 2% в 2017 году и на 1,5% в год в 2018-2020 годах. В целевом сценарии прогноза прирост ВВП РФ ожидается в 2018 году на уровне 1,7%, в 2019-м – 2,5%, в 2020-м – 3,1%.

Российский кабинет министров на заседании 13 апреля одобрил основные параметры прогноза и принял за основу его базовый вариант. При этом будет сделано все возможное для реализации целевого сценария развития, пообещал представитель правительства.

Бюджетное правило надо вводить, а не менять

Высказался Белоусов и по поводу применяемого в России бюджетного правила. По нему дополнительные нефтегазовые доходы казны при подъеме цен на нефть выше оговоренной среднегодовой направляются в государственные копилки. Комментируя создавшуюся ситуацию, помощник президента сказал, что считает нецелесообразным поднимать цену отсечения в правиле выше 40 долларов за баррель российской нефти. По словам представителя Кремля, такая идея наверху не обсуждается.

“Пока я не слышал, чтобы рассматривался. Да это и незачем, честно говоря. Смысл тогда бюджетного правила?” – риторически ответил на вопрос журналистов Белоусов.

Эта тема тоже возникла на прошлой неделе. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании по экономическим вопросам сообщил, что планирует обсудить с членами правительства возможность модификации бюджетного правила. Ведь текущие цены на нефть превышают заложенные в бюджете на 2017-2019 годы 40 долларов за баррель.

В полную силу бюджетное правило с нефтяной ценой отсечения 40 долларов за баррель должно заработать с 2019 года. Но по сути оно применяется уже сейчас. Минфин уже третий месяц направляет дополнительные нефтегазовые доходы на покупку валюты для пополнения резервов.

По мнению Белоусова, закупки валюты Минфином в 2017 году напрямую не связаны с бюджетным правилом. В то же время правило, если оно официально будет введено в действие в 2018 году, должно предотвратить рост госрасходов в случае ослабления рубля.

“Просто сейчас расходы бюджета считаются при 40 долларах за баррель. Основная проблема, чтобы вы понимали, состоит в том, как состыковать механизмы 2017 и 2018 годов с включением бюджетного правила”, – объяснил Белоусов.

Помощник президента считает, что сейчас существует вероятность скачка госрасходов. Необходимо проработать механизмы, которые позволили бы этого скачка избежать.

“Суть бюджетного правила состоит в отсечении уровня расходов цены на нефть в 40 долларов за баррель. Договаривались о том, при каком курсе это будет… Вроде бы было принято решение, что при том курсе, который заложен в закон о бюджете. При таком раскладе вокруг бюджетного правила особых сейчас дискуссий нет, и все исходят из того, что его надо вводить как можно быстрее”, – резюмировал Белоусов.

Бюджетное правило – механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета России от экономических циклов и колебаний конъюнктуры. В бюджете 2016 года была закреплена приостановка правила в связи с резким падением цен на нефть, после которого оно фактически не работало. Позднее Медведев говорил, что необходимо сформулировать новое бюджетное правило.  :///