Внешэкономбанк отметил вялый рост ВВП России

Клепач Внешэкономбанк ВЭБ
Фото: government.ru

В марте 2017 года объем ВВП России не изменился по сравнению с тем же месяцем 2016-го, хотя в феврале годовое снижение показателя составило 1,7%. В целом за I квартал 2017-го экономика РФ сократилась на 0,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако по отношению к IV кварталу 2016-го продемонстрировала тот же прирост. Такие данные приводятся в макроэкономическом обзоре, который подготовил Внешэкономбанк (ВЭБ).

По подсчетам аналитиков ВЭБ, если покопаться, то можно найти в марте незначительный позитив. После исключения сезонного и календарного факторов прирост ВВП к февралю 2017-го составил в минувшем месяце 0,2%. Точно таким же, но со знаком «минус», был февральский показатель по сравнению с январем.

“Статистику за март в целом можно рассматривать как позитивную. По нашей оценке, ВВП вырос на 0,2%, компенсировав спад февраля. Вновь ожила обрабатывающая промышленность. Рост прошел почти по всем видам деятельности. После падения в первые два месяца года, в марте высокие показатели продемонстрировали машиностроение, металлургия, химия, пищевые производства и легкая промышленность”, – прокомментировал статистику главный экономист ВЭБ Андрей Клепач.

В обзоре указано, что локомотивом роста ВВП в марте стали обрабатывающие отрасли (+2,4% к февралю), торговля (+0,5%), добыча полезных ископаемых (+0,1%) и чистые налоги (+0,1%). В то же время спад наметился в строительстве (-1,7%), электроэнергетике и водоснабжении (по -1%), сельском хозяйстве (-0,1%).

Небольшой годовой спад ВВП России в первом квартале объясняется эффектом высокой базы високосного 2016-го. Зато по отношению к последней четверти прошлого года показатель увеличился. Опять же с исключением сезонного и календарного факторов прирост ВВП в первом квартале 2017-го аналитики Внешэкономбанка оценили в 0,3%. По их мнению, в основном этот небольшой «плюсик» обеспечила возросшая экономическая активность россиян в марте.

“Таким образом, с очисткой от сезонного и календарного эффектов, экономика демонстрирует рост уже в течение трех кварталов подряд, что свидетельствует о выходе из рецессии”, – резюмировал Клепач.

Если вдаваться в частности, то прежде всего продолжила увеличиваться занятость – уровень безработицы упал на этот раз до рекордно низкого уровня. По мнению главного экономиста ВЭБ, это содействует росту доходов граждан.

“Реальная покупательная способность доходов населения повышается в результате быстрого снижения инфляции. В марте розничные продажи продемонстрировали рост уже третий месяц подряд. В то же время спрос на платные услуги в феврале-марте понизился”, – сообщил Клепач.

Но в целом эксперты ВЭБ далеки от эйфории. Наметившийся рост никак нельзя назвать устойчивым, ведь по сути его спровоцировало только увеличение потребления товаров.

“Основным фактором роста стал потребительский спрос, который смог поддержать общий рост экономики в первом квартале. Однако рассчитывать на устойчивость роста потребления еще рано. Нужно помнить, что в этот период важную роль сыграл разовый фактор, связанный с январскими выплатами пенсионерам. Во втором квартале действие этого фактора на потребительский спрос будет полностью исчерпано. Кроме того, кредитная активность населения остается низкой, а политика Банка России может начать ужесточаться в случае разогрева потребительского спроса. Индексация зарплат в бюджетном секторе в 2017 году также не планируется”, – подчеркнул Клепач.

Внешэкономбанк отметил в своем обзоре, что в прошлом году драйверы роста были более надежными. Тон задавала промышленность из-за возросшего внешнего спроса и сельское хозяйство, которое поддержали хорошая погода и своевременные инвестиции. Сейчас все выглядит не так радужно.

“В первом квартале этого года промышленность перестала быть драйвером. Добыча полезных ископаемых продолжала расти благодаря высоким показателям добычи газа, но обрабатывающие производства демонстрировали падение в результате низкого инвестиционного спроса и постепенного замедления роста поставок на экспорт. Судя по косвенным оценкам, инвестиционная активность в начале года опять начала снижаться”, – констатировал Клепач.  :///