Минэкономразвития внушает ЦБ мысль, что рубль уже может ослабнуть

Рубль

Минэкономразвития все чаще продвигает мысль, что рубль неминуемо должен ослабнуть уже во второй половине этого года. Еще одной попыткой убедить в этом все другие экономические ведомства, и главным образом Банк России, стал опубликованный на неделе доклад МЭР “Инфляционная картинка”. В нем утверждается, что инфляция в РФ уже снизилась до целевого уровня 4% в год, а может стать еще ниже.

Оставьте сомнения – снижайте ставки!

По оценке экспертов Минэкономразвития, произошло это радостное событие не далее как 15 мая. На всякий случай министерство напомнило, что инфляция в апреле составила 4,1% в годовом выражении после 4,3% в марте. То есть – она продолжает снижаться. А тот факт, что месячный прирост потребительских цен в минувшем месяце оказался выше мартовского (+0,3% против +0,1%), – так это временное явление, в котором виновато сезонное подорожание овощей.

Дальше – больше. К декабрю текущего года уровень инфляции в стране может снизиться до 2,9%, ожидают авторы доклада. Хотя Минэкономразвития на всякий случай сохранило свой базовый прогноз – плюс 3,8% по итогам 2017-го.

В прогнозе “+2,9%” министерство сделало важную оговорку: это возможно “при сохранении обменного курса рубля на текущем уровне до конца года”. Соответственно уровень “+3,8%” возможен только при ослаблении российской валюты.

Далее в докладе указано, что теоретически темп роста цен может снижаться еще быстрее, и тогда ЦБ РФ должен вступить в дело. Ответной реакцией Банка России должно стать ускорение снижения процентной ставки. Этот шаг неизбежно вернет инфляцию на уровень, близкий к целевому (4%) в первую очередь через “более слабую траекторию обменного курса рубля”, утверждают эксперты МЭР.

Таким образом, доклад содержит даже не завуалированный, а прямой призыв к Банку России: содействовать ослаблению рубля за счет дальнейшего снижения ключевой ставки.

Орешкин предлагает ослабнуть рублем

В самом ЦБ статистические выкладки Минэкономразвития не опровергают, просто смотрят на проблему под другим углом. Скажем, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев согласен, что целевой уровень годовой инфляции в РФ достигнут. Однако произошло это во многом за счет разовых факторов, например укрепления рубля.

“У нас сейчас инфляция 4,1%, она вблизи (желанных 4% – ред.). Но ее надо удержать там, чтобы все прошло гладко, и дальше была вблизи. Сказать, что достигнут таргет [нельзя] – нужно еще дождаться конца года, – осторожно заявил Дмитриев. – Я не думаю, что существенно прогноз по инфляции на конец года будет как-то пересмотрен”.

Сотрудник ЦБ добавил, что годовая инфляция по итогам мая ожидается на уровне 4-4,2%.

Служение рублю не терпит суеты

Как видно, расхождения Минэкономразвития и ЦБ в рублевом вопросе существуют лишь на почве причинно-следственной связи. Для министерства курс рубля – это “таргет” краткосрочной экономической политики: его бы чуть опустить, а то российские экспортеры страдают. Банк России же воспринимает валютный курс как тонкий инструмент, который требует к себе очень аккуратного отношения. Непосредственно влиять на рубль – упаси боже (как-никак валютный курс в России – по-прежнему плавающий), да и словом его задеть не моги!

То, что в минувшей части года рубль серьезно укрепился ЦБ РФ не отрицает. Даже цифры приводит: за первый квартал курс российской валюты вырос на 8%. Причины тому Банк России назвал стандартные: рост продаж валютной выручки со стороны экспортеров, ослабление доллара и значительный приток средств иностранных инвесторов в ОФЗ. Каждому из факторов укрепления рубля финансовый регулятор уделил внимание в обзоре “Условия проведения денежно-кредитной политики”, особенно первому.

“В первом квартале 2017 года рубль укрепился на 8% благодаря значительным продажам валютной выручки со стороны экспортеров. Начиная с декабря 2016 года экспортеры продавали валюту в объемах, сравнимых с уровнем июля, на который приходится выплата дивидендов. С одной стороны, это вызвано увеличением притока по текущему счету вследствие роста цен на нефть. С другой стороны, спрос на рубль формировался в связи с крупными налоговыми выплатами в марте, включая налог на прибыль за 2016 год”, – сказано в обзоре ЦБ.

В любом случае Банк России соблюдает крайнюю осторожность не только в действиях по отношению к рублю, но и в словах. Тем более что к этому его призвал на неделе президент РФ Владимир Путин. Рассуждая о финансовой политике на пресс-конференции в Пекине по итогам участия в форуме “Один пояс – один путь”, глава государства похвалил ЦБ за отсутствие резких движений в отношении рубля. Российский финансовый регулятор глубоко прав в том, что понижает ключевую ставку постепенно и аккуратно.

Путин отметил, что правительство постоянно следит за рублем. Его курс оценивается с позиций влияния на бюджет и работу российских предприятий в целом, и сейчас он на удовлетворительном уровне. Президент, как и ЦБ, не сторонник искусственных манипуляций с отечественной валютой.

“Мы считаем постоянно, что это значит для бюджета, что это значит для конкретных экспорториентированных и импорториентированных предприятий. В целом баланс для нас удовлетворительный, и ничего искусственного мы делать не собираемся”, – заверил Путин.

Не навреди!

Несмотря на осторожную позицию главы государства, независимые эксперты не перестают предостерегать власти от попыток воздействовать на рубль. Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик сказал в интервью агентству ПРАЙМ, что обесценение рубля в предыдущие два года принесло России больше бед, чем его нынешнее локальное укрепление. Нынешний курс более удобен для экономических субъектов, чем тот, что был в 2015-м и большей части 2016 года.

“Те уровни рубля, которые мы видим сейчас, поддерживают продолжение нисходящей динамики инфляции, то есть инфляция продолжает снижаться. Мы видим относительную стабильность и на финансовых рынках: есть признаки постепенного оживления инвестиционной и экономической активности, – считает Лисоволик. – Постоянные ожидания и требования, чтобы рубль еще дополнительно обесценился уже после того, как мы видели достаточно большое обесценение, мне кажутся нерациональными”.

Ну а российским экспортерам аналитик посоветовал не рассчитывать на дополнительный доход от ослабления рубля. Лучше бы они занялись повышением своей конкурентоспособности и эффективности производства. Причем начинать это стоило еще в период слабого рубля.

“То значительное обесценение рубля, которое произошло за последние несколько лет, должно было дать достаточно пространства для российских производителей с точки зрения увеличения своей доли на рынке и конкуренции с импортом”, – убежден Лисоволик.  :///